Детский сад теория и практика № 4/2011. Формирование ценностных ориентиров. Духовно-нравственное воспитание дошкольников

    Современная социокультурная ситуация в России характеризуется как ситуация глобального духовно-нравственного кризиса. В Концепции государственной политики в области духовно-нравственного воспитания детей в Российской Федерации и защиты их нравственности подчеркивается, что масштабы духовно-нравственного кризиса подрастающего поколения и российского общества в целом таковы, что по ряду показателей, характеризующих его проявления, общество вплотную приблизилось к грани, за которой могут последовать необратимые процессы духовно-нравственной и физической деградации российского народа. Ситуация в сфере духовно-нравственного здоровья и культуры общества представляет серьезную угрозу национальной безопасности и будущему России.
    Укрепление российской государственности, возрождение экономической мощи и духовной силы России связано с возрождением традиций духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. В истории отечественной педагогики этим вопросам всегда уделялось большое внимание, а задача духовно-нравственного развития детей рассматривалась как приоритетная. Педагоги, родители были ориентированы, прежде всего, на приобщение детей к духовным ценностям общества, формирование у них нравственных ориентиров и опыта нравственного поведения. «…из всех наук, которые человек может и должен знать, — писал Л.Н. Толстой, — главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра; и из всех искусств главнейшее есть искусство уметь избегать зла и творить добро…». Роль и значение этих науки и искусства в жизни отдельного человека и общества в целом на протяжении XX столетия неуклонно снижались, этические ценности девальвировались. Глобальный духовно-нравственный кризис общества, реальная угроза безопасности и будущему России заставляют обратиться к уникальному опыту отечественной педагогики, пересмотреть приоритеты системы дошкольного образования, роль и значение науки и искусства творить добро.
    В этом номере журнала рассматриваются проблемы, пути и средства духовно-нравственного воспитания современных дошкольников. Раскрываются теоретические предпосылки и цели духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста. Определяются система и содержание нравственных ценностей, актуальных для современного этапа развития общества и системы образования, формирование которых должно начинаться на этапе дошкольного детства, когда закладывается фундамент личности и основы ее духовности.
    Характеризуются особенности и условия формирования ценностных ориентаций у детей дошкольного возраста. Анализируются представления современных дошкольников об общечеловеческих нравственных категориях, желание и умение следовать им в процессе взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
    Большое внимание уделяется особенностям формирования у детей дошкольного возраста знаний и представлений о нормах и правилах поведения в обществе; эмоционально-ценностного отношения к этим нормам и правилам; опыта нравственно направленных поступков и творчества при решении нравственных задач, выборе способа действий в различных жизненных ситуациях. Рассматриваются вопросы использования поощрения и наказания в воспитании детей. Приводятся примеры занятий, бесед, исследовательских проектов, игр, упражнений, направленных на формирование ценностных ориентиров и различных компонентов нравственной воспитанности дошкольников.

    Светлана Максимова, главный редактор

     

    Полистать журнал

     

    Содержание номера
    "Детский сад: теория и практика" № 4/2011
    "Формирование ценностных ориентиров. Духовно-нравственное воспитание дошкольников"

    5   К читателям
    6   Шабалкина Н.П. Теоретические предпосылки духовно-нравственного воспитания дошкольников
    11   Капустина Н.Г. Этическое мировоззрение как цель духовно-нравственного воспитания старших дошкольников
    17   Космачева Н.В. Проблема формирования нравственных ценностных ориентаций у дошкольников
    27   Шепилова Н.А. Формирование ценностей у детей старшего дошкольного возраста
    32   Черевач Г.Б. Условия формирования и развития ценностно-потребностной сферы личности современных дошкольников
    38   Конохова Е.С. Проблема нравственного воспитания современных дошкольников
    43   Сомкова О.Н., Конохова Е.С. Добро и зло в системе нравственных представлений старших дошкольников
    54   Чехонина О.И. Развитие эмпатии в процессе приобретения социального опыта детьми старшего дошкольного возраста
    62   Щеглова А.Е. Об использовании поощрения и наказания в воспитании детей
    68   Старжинская Н.С., Михед Т.И. Формирование у детей старшего дошкольного возраста ценностного отношения к родному языку
    76   Фролова В.Н. Современные подходы к воспитанию культуры речевого общения у дошкольников
    81   Соколова З.А. Краеведческий проект как средство духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста
    86   Званцова М.Е., Блохина С.Е. Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе экологической культуры
    91   Христенко Е.В., Масюк Т.В. Формирование у детей дошкольного возраста ценностного отношения к труду
    98   Абрамова Н.В. Присвоение старшими дошкольниками ценностей музыкальной культуры в процессе формирования системных знаний
    106   Зубачевская Н.А., Нефедова Л.К. Ценность слова и музыки в детской песне

    Индекс цитирования 

     

    Рейтинг@Mail.ru

    Контакты

         

    +7 926 812 0370