Индивидуализация образования — одна из ведущих тенденций развития российского образования. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ориентирует педагогов на индивидуализацию развития ребенка: поддержку его индивидуальности и инициативы, проектирование образовательной траектории и профессиональную коррекцию особенностей развития. При этом речь идет не о классическом индивидуальном подходе, а об особой стратегии организации жизнедеятельности ребенка в группе детского сада — индивидуализации дошкольного образования, которая понимается как «построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования». Номер посвящен проблеме индивидуализации образовательного процесса в детском саду. Раскрывается содержание и соотношение понятий «индивидуальность», «индивидуализация», «индивидуально-дифференцированный подход». Рассматриваются суть и специфика реализации принципа индивидуализации дошкольного образования в современных условиях. Подчеркивается острота проблемы, обозначаются трудности и противоречия в реализации принципа индивидуализации в практике дошкольного образования. Большое внимание уделяется выявлению и поддержке индивидуальности ребенка, сопровождению его уникальности, формированию субъектных проявлений и позиции «Я». Выделяются основания для проектирования индивидуально-дифференцированного подхода к развитию детей и направления поддержки детской индивидуальности. Даются рекомендации по разработке индивидуального образовательного маршрута ребенка, представлены его примерная структура и содержание. Рассматриваются вопросы проектирования педагогической диагностики индивидуального развития детей, в том числе подходы к определению критериальной базы педагогической диагностики и построению системы индикаторов, отражающих индивидуальный путь развития ребенка. Анализируются возможности портфолио и дневника развития ребенка как формы мониторинга индивидуальных достижений воспитанников. Отмечается важность развития субъектности ребенка, поддержки его интересов, предпочтений, активности, инициативы и творчества в контексте индивидуализации дошкольного образования. Описывается опыт организации в детском саду Дня выбора. Актуализируется проблема формирования у дошкольников культуры выбора образовательных предложений. Раскрывается потенциал индивидуализации в развитии и самовыражении детей дошкольного возраста. Освещаются теоретические и практические аспекты социализации-индивидуализации. Представлены оригинальная концепция развития социально-адаптивной индивидуальности ребенка и модель социализации-индивидуализации детей в процессе самовыражения. Светлана Максимова, главный редактор |
|||
|
Содержание номера
|
||
5 | К читателям | ||
6 | Каратаева Н.А. Индивидуальный подход в обучении дошкольников: проблемы и перспективы | ||
16 | Лебедева С.А. Индивидуализация развития дошкольников | ||
20 | Трубайчук Л.В. Реализация принципа индивидуализации в практике дошкольного образования | ||
28 | Вербенец А.М., Базикало С.В., Игнатенко Е.Е. Проблемы и возможности индивидуально-дифференцированного подхода к художественно-эстетическому развитию дошкольников | ||
46 | Бутенко Н.В. Проектирование индивидуальных маршрутов для детей старшего дошкольного возраста по теме «Творчество мастеров Урала» | ||
54 | Езопова С.А., Солнцева О.В. Проектирование педагогической диагностики индивидуального развития детей | ||
68 | Щетинина А.М. Психолого-педагогическая концепция развития социально-адаптивной индивидуальности ребенка | ||
80 | Яфальян А.Ф. Социализация-индивидуализация детей в процессе самовыражения | ||
92 | Арушанова А.Г., Коренблит С.С., Рычагова Е.С. Индивидуализация воспитания языковой личности дошкольника | ||
98 | Удова О.В., Верзакова Г.И., Кудряшова Н.А. День выбора в детском саду | ||
106 | Гусева Ю.Е. Особенности включения в образовательный процесс детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности в среде Монтессори |