Детский сад теория и практика № 10/2011. Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста

    В соответствии с определением Всемирной организации здравоохранения, здоровье — это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Основными показателями здоровья детей являются уровень физического, нервно-психического, интеллектуального развития; функциональная и социальная адаптация, т.е. способность приспосабливаться к меняющимся условиям внешней и внутренней среды организма; сопротивляемость по отношению к болезнетворным и стрессогенным неблагоприятным воздействиям; отсутствие или наличие пограничных состояний и признаков хронических заболеваний (Ю.Е. Вельтищев).
    Снижение уровня показателей здоровья детей и подростков актуализирует задачу сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения. Несомненно, ее решение требует комплексного подхода, повышения уровня и качества жизни населения. Однако здоровье человека во многом зависит от самого человека, его образа жизни, мысли, привычек, отношения к себе и собственному здоровью. Потребность в здоровом образе жизни и ценностное отношение к здоровью необходимо формировать уже на этапе дошкольного детства.
    До недавнего времени забота о сохранении и укреплении физического, психического, духовно-нравственного здоровья ребенка-дошкольника была прерогативой взрослых — родителей, педагогов, психологов, медицинских и социальных работников, сегодня сам ребенок активно включается в этот процесс как субъект здоровьесберегающей деятельности. В Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования выделена образовательная область «Здоровье», ее содержание направлено на охрану здоровья детей и формирование основы культуры здоровья. Разрабатываются и внедряются в практику дошкольного образования программы и технологии формирования основ здорового образа жизни и здоровьесберегающего поведения детей дошкольного возраста, базирующиеся на активности самого ребенка. Современная система здоровьесбережения в дошкольном учреждении — это не только здоровьесберегающая среда, комплекс профилактических и оздоровительных мероприятий по охране и укреплению здоровья ребенка-дошкольника, но и широкая педагогическая работа по приобщению детей к ценностям здорового образа жизни и культуре здоровья, формированию их здоровьесберегающей компетентности, опыта здоровьесозидания и привычки к здоровому образу жизни.
    Данный номер журнала посвящен вопросам формирования основ здорового образа жизни и культуры здоровья у детей дошкольного возраста. Раскрывается содержание понятия «здоровый образ жизни дошкольника» и его основные компоненты, характеризуется здоровьесберегающая компетентность ребенка-дошкольника.
    Описываются механизм, формы и методы формирования ценностей здоровья и основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста, представляются различные подходы к решению этой задачи: приобщение к национальным традициям в формировании культуры здоровья, интеграция двигательной и познавательной деятельности детей в здоровьесберегающем пространстве детского сада, олимпийское образование дошкольников и др.
    Большое внимание уделяется формам взаимодействия дошкольного учреждения с семьей в целях повышения ее роли в оздоровлении и формировании у детей привычки к здоровому образу жизни.
    Рассматриваются особенности профессиональной подготовки будущих педагогов дошкольного образования к осуществлению здоровьеформирующей и здоровьесберегающей деятельности в дошкольном учреждении и семье.

    Светлана Максимова, главный редактор

     

    Полистать журнал

     

    Содержание номера
    "Детский сад: теория и практика" № 10/2011
    "Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста"

    5   К читателям
    6   Деркунская В.А., Коршунова М.Г. Воспитание ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни у детей младшего дошкольного возраста
    12   Деркунская В.А., Никонец И.И., Шитикова Т.Л. Формирование основ здорового образа жизни у старших дошкольников
    20   Карабаева С.И. Формирование осознанного отношения к здоровью и здоровому образу жизни у дошкольников
    26   Стожарова М.Ю., Краснова Р.С., Гаврилова И.А. Формирование здоровьесберегающего поведения детей пятого года жизни
    36   Емченко С.А. Как сохранить здоровое зрение у дошкольников
    42   Правдов М.А., Федорова С.Ю. Формирование валеологической культуры дошкольников в здоровьесберегающем пространстве детского сада
    51   Лагутина Н.Ф., Голованова Н.В. Культурологическая модель здоровьесберегающей деятельности в дошкольном учреждении
    58   Тупичкина Е.А. Проект реализации здоровьесберегающих технологий в процессе олимпийского образования дошкольников
    68   Тимофеева Т.Н., Татаринова О.О., Соколова М.В. Черлидинг для дошкольников
    76   Малинина Н.Ю., Попова С.А., Ахмерова Е.А. Спортивный досуг как форма физкультурно-оздоровительной работы в детском саду
    84   Цветкова П.В., Егорова Н.А., Варфоломеева З.С. Сотрудничество детского сада с семьей — путь к здоровому образу жизни ребенка
    92   Рыбак Е.В. Модели сотрудничества детского сада с родителями по формированию основ здорового образа жизни дошкольника
    97   Васильева Н.Л., Иванова В.Ю. Психолого-социальное сопровождение личностного развития детей дошкольного возраста
    106   Яркина Т.Н. Подготовка будущих педагогов дошкольного образования к формированию основ здорового образа жизни у детей

    Индекс цитирования 

     

    Рейтинг@Mail.ru

    Контакты

         

    +7 926 812 0370

         

    © Эдисьон Пресс 2019