Детский сад теория и практика № 12/2011. Прогулка в детском саду: организация и методика проведения

    Прогулка занимает в режиме дня детей дошкольного возраста значительное время и имеет огромное педагогическое значение. Прогулка организуется два раза в день: в первую и во вторую половину дня. Согласно Санитарно-эпидемиологическим требованиям к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях ежедневная продолжительность прогулки детей должна составлять не менее 4–4,5 часов. Фактически дети гуляют меньше, продолжительность прогулки по разным причинам сокращается, а ее оздоровительный и развивающий потенциал используется далеко не в полной мере.
    Стихийность и однообразие являются типичными недостатками организации прогулок в современном детском саду. Прогулки проводятся без учета возрастных закономерностей физического и психического развития детей, их возрастных и индивидуальных особенностей состояния здоровья и развития. Целенаправленное и систематическое педагогическое воздействие нередко подменяется присмотром за детьми.
    Данный номер журнала посвящен прогулке детей дошкольного возраста. Рассматриваются педагогическое значение прогулки, ее роль и место в режиме дня ребенка-дошкольника и воспитательно-образовательном процессе дошкольного учреждения.
    Анализируются медико-гигиенические и педагогические аспекты организации прогулки детей дошкольного возраста в условиях детского сада, определяется необходимое стационарное и выносное оборудование для проведения прогулок с детьми раннего и дошкольного возраста.
    Характеризуются структура и содержание прогулок с детьми дошкольного возраста, формы, методы и приемы организации деятельности детей на прогулке: наблюдения, опыты и эксперименты, разные виды игр, в том числе с природными материалами, индивидуальная работа и пр.
    Представляются различные виды прогулок: тематические прогулки, прогулки дошкольников в социокультурном пространстве современного города и совместные прогулки с детьми и родителями и др. Даются рекомендации по их организации и методике проведения, представлены сценарии тематических прогулок для детей старшего дошкольного возраста и сценарий совместной прогулки с родителями и детьми раннего возраста, не посещающими детский сад.
    Большое внимание уделяется участку дошкольного образовательного учреждения. Приводятся санитарно-гигиенические требования к устройству и содержанию участка, представляются проекты ландшафтного дизайна городского детского сада и проекты современной эколого-развивающей и этнокультурной предметно-развивающей среды территории детского сада.
    Характеризуются особенности организации и содержания прогулок дошкольников в детских садах Германии, Норвегии и Швеции, рассказывается об обустройстве территории европейских детских садов и приемах организации деятельности детей на свежем воздухе.
    Надеемся, представленный опыт отечественных и зарубежных педагогов позволит разнообразить содержание прогулок с детьми, сделать их полезными и интересными, а также создать на территории дошкольного учреждения оригинальную предметно-развивающую среду, отвечающую современным требованиям и позволяющую осуществлять разностороннее развитие детей дошкольного возраста по основным направлениям — физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому.

    Светлана Максимова, главный редактор

     

    Полистать журнал

     

    Содержание номера
    "Детский сад: теория и практика" № 12/2011
    "Прогулка в детском саду: организация и методика проведения"

    5   К читателям
    6   Степанова М.И. Прогулка в детском саду: взгляд гигиениста
    14   Кузнецова О.В., Кутузова Ю.В. Стационарное и выносное оборудование для проведения прогулок с детьми раннего и дошкольного возраста
    20   Турченко В.И., Палей Н.М., Минсадыкова Г.Ш. Тематические прогулки в дошкольном образовательном учреждении
    30   Арсентьева В.П. Этот удивительный уголок луга
    38   Зубкова Т.В. Фотоохота на прогулке с детьми старшего дошкольного возраста
    42   Стреха Е.А. Организация игр с природными материалами на прогулке
    48   Созинова М.В. Как организовать содержательную прогулку дошкольников в социокультурном пространстве современного города
    56   Тихомирова О.В., Паисова Л.А. Организация в детском саду совместных с родителями прогулок
    62   Петухова Е.П., Зыкина И.Н. Ландшафтный дизайн городского детского сада
    68   Коротаева М.В. Эколого-развивающая среда на территории детского сада
    72   Ибрагимова А.З., Костылева С.В. Маленькая страна чудес
    78   Александрова Н.П. Этносемиотический подход к созданию дизайна развивающей предметно-пространственной среды дошкольного учреждения
    82   Корепанова И.А. «К нам приехала пожарная машина», или Когда и как гуляют дети в детском саду в Германии
    92   Иванова М.В. Прогулка в норвежском детском саду
    98   Соколова М.В. Право на прогулку, или Опыт организации прогулки в детских садах Швеции
    108   Указатель статей, опубликованных в журнале «Детский сад: теория и практика» в 2011 году

    Индекс цитирования 

     

    Рейтинг@Mail.ru

    Контакты

         

    +7 926 812 0370