Современное состояние детства вызывает озабоченность у специалистов и общественности. Оно все чаще характеризуется как кризисное. Один из показателей этого кризиса — разрыв связей между миром детей и миром взрослых, отчуждение взрослых от детей, отсутствие между ними взаимодействия, диалога и взаимопонимания. В традиционной педагогике взрослый доминирует над ребенком, стремится не взаимодействовать, а воздействовать на него. Он регламентирует его жизнь, занятия и интересы, помогает освоить определенную общеобразовательной программой систему знаний, принятые в обществе правила и нормы поведения, требует послушания. Общение между ребенком и взрослым зачастую оказывается формальным, подчиненным целям социализации, воспитания и обучения дошкольника. Гуманизация системы дошкольного образования меняет представление педагогов об особенностях взаимодействия с детьми, стимулирует к пересмотру традиционных педагогических позиций и стиля общения с воспитанниками. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования законодательно закрепляют необходимость пересмотра педагогами особенностей взаимодействия с детьми. Они ориентируют специалистов системы дошкольного образования на решение программных задач в разных формах совместной деятельности взрослых и детей и самостоятельной деятельности дошкольников. Освоение ребенком общеобразовательной программы рассматривается в документе как его совместный путь с педагогом-партнером. Идет поиск новых педагогических позиций, способов со-бытия, продуктивных форм объединения детей и взрослых в пространстве дошкольного учреждения. Актуализируется задача овладения искусством взаимодействия с детьми и создания детско-взрослой общности. В данном номере журнала раскрывается сущность и содержание педагогического взаимодействия в дошкольном образовании, рассматриваются различные модели педагогического взаимодействия и возможные формы их реализации в условиях дошкольного учреждения. Анализируются стили взаимодействия педагога с детьми, большое внимание уделяется личностно-ориентированной модели взаимодействия. На конкретных примерах иллюстрируются особенности ненасильственного взаимодействия воспитателя с детьми в практике дошкольного образования. Раскрывается значение этикета в педагогической деятельности и его роль в установлении доброжелательных отношений между воспитателем и воспитанниками. Рассматриваются формы, методы, приемы взаимодействия педагога с детьми, способствующие формированию субъектной позиции дошкольника, а также вопросы организации взаимодействия педагога с детьми в различных видах деятельности: в игре, познавательно-исследовательской, проектной, продуктивной деятельности, в процессе подготовки и проведения детских праздников, реализации художественно-творческих проектов и пр. Даются советы и рекомендации по формированию партнерских взаимоотношений между педагогами и детьми. Большое внимание уделяется проблеме создания детско-взрослой общности, в том числе в форме со-бытия, и особенностям организации взаиморазвивающего межпоколенческого диалога в условиях дошкольного образовательного учреждения. Светлана Максимова, главный редактор |
|||
|
Содержание номера
|
||
5 | К читателям | ||
6 | Боровикова Л.В. Со-бытийная общность как источник развития детей и взрослых в образовательном пространстве дошкольного учреждения | ||
14 | Яфальян А.Ф. Межпоколенческий диалог детей со взрослыми в условиях дошкольного образовательного учреждения | ||
22 | Маралов В.Г. Психологические особенности ненасильственного взаимодействия воспитателя с детьми | ||
31 | Курочкина И.Н. Этикет в отношениях воспитателя и воспитанника | ||
38 | Майер А.А. Комбинаторика педагогического взаимодействия | ||
42 | Васюкова Н.Е., Чехонина О.И. Как стать партнером? | ||
49 | Гражданкина Л.В. Возможности программы «Сообщество» в формировании детско-взрослой общности детского сада | ||
54 | Поздеева С.И., Токарева Т.А. Организационно-методическое обеспечение совместной образовательной деятельности педагога и ребенка при подготовке к школе | ||
61 | Третьяк А.В. Взаимодействие педагогов с детьми в процессе освоения игр с правилами | ||
68 | Макашина Т.Ю. Партнерские отношения «ребенок — взрослый» в творческой деятельности | ||
75 | Стреха Е.А. Личностно-ориентированное взаимодействие педагога с детьми в процессе экологического образования | ||
81 | Римашевская Л.С., Соболева Т.В. Развитие партнерского взаимодействия детей, педагогов и родителей в процессе подготовки и проведения детских праздников | ||
88 | Губанова Н.Ф. Театр как творческое содружество взрослых и детей | ||
94 | Андрианова А.В. Развитие замысла в сюжетных рисунках дошкольников | ||
102 | Кочкина Н.А., Чернышева А.Н. Организация партнерской деятельности взрослых и детей в процессе создания портфолио |