«Воспитание, — писал К.Д. Ушинский, — не только должно развивать разум человека и дать ему известный объем сведений, но должно зажечь в нем жажду серьезного труда, без которого жизнь его не может быть ни достойной, ни счастливой». Особая роль в воспитании у детей ценностного отношения к труду людей и его результатам, формировании положительного отношения к трудовой деятельности, «жажды серьезного труда», желания трудиться принадлежит дошкольному периоду детства. В дошкольном возрасте дети получают первые представления о роли труда в жизни человека и общества, знакомятся с трудовой и профессиональной деятельностью взрослых людей, миром профессий, включаются в посильную трудовую деятельность в детском саду и семье, приобретают первоначальные трудовые умения и опыт трудовой деятельности, учатся ее планировать, прикладывать усилия, доводить начатое дело до конца, взаимодействовать с партнерами, оказывать помощь, ценить результаты своего и чужого труда. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования требуют пересмотра работы по трудовому воспитанию дошкольников в современном детском саду, ориентируют специалистов системы дошкольного образования на обновление ее содержания, интеграцию образовательной области «Труд» с другими образовательными областями и ее реализацию в разных формах совместной деятельности взрослых и детей и самостоятельной деятельности дошкольников. В данном номере журнала рассматриваются педагогические истоки трудового воспитания детей, устанавливается историческая преемственность в развитии теории и практики трудового воспитания дошкольников, раскрываются его обновленное содержание, формы и методы. Характеризуются различные виды труда детей: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной труд и особенности формирования опыта трудовой деятельности у детей дошкольного возраста. Представлен опыт ознакомления детей разных возрастных групп с трудом взрослых, в том числе с трудом работников детского сада. Большое внимание уделяется реализации образовательной области «Труд» в практике работы дошкольного учреждения, организации и руководству трудовой деятельностью дошкольников с учетом обновления содержания образования и интеграции приобщения детей к труду с другими образовательными областями. Рассматривается проблема развития индивидуальности и становления субъектной позиции дошкольника в трудовой деятельности. Представлены оригинальные педагогические технологии развития индивидуальности старших дошкольников в трудовой деятельности и становления субъектной позиции старшего дошкольника в детском рукоделии. Даются советы и рекомендации по формированию у детей дошкольного возраста положительного отношения к труду, желания трудиться. Характеризуются психологические ловушки лени, факторы ее возникновения и возможные способы преодоления. Предложен инструментарий для оценивания трудовых компетенций детей дошкольного возраста с учетом федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Светлана Максимова, главный редактор |
|||
|
Содержание номера
|
||
5 | К читателям | ||
6 | Богомолова М.И. Педагогические истоки трудового воспитания детей | ||
14 | Антонова Т.В. Образовательная область «Труд» в программе «Истоки» | ||
28 | Мичурина Ю.А. Технология развития индивидуальности старших дошкольников в трудовой деятельности | ||
38 | Беляева Н.Л. Труд как средство экономического воспитания дошкольников | ||
44 | Ривина Е.К. Воспитание у дошкольников уважительного отношения к труду работников детского сада | ||
54 | Корень В.Н., Калдузова Г.В. Ознакомление старших дошкольников с трудовой деятельностью взрослых | ||
62 | Бизикова О.А. Ознакомление с трудом взрослых как средство развития речи дошкольников | ||
70 | Семенова Н.А. Возможности организации исследовательской деятельности в процессе трудового воспитания дошкольников | ||
76 | Римашевская Л.С. Своеобразие труда в природе как экологически ориентированной деятельности дошкольников | ||
82 | Созинова М.В. Детское рукоделие как средство развития творческих способностей девочек старшего дошкольного возраста | ||
90 | Кудрявцева Е.А. Развитие взаимоотношений детей разного пола в процессе трудовой деятельности | ||
95 | Яковлева Г.В. Инструментальное обеспечение оценивания трудовых компетенций детей дошкольного возраста | ||
102 | Посохова С.Т. Психологические ловушки лени |