Детский сад теория и практика № 8/2011. Реализация образовательной области "Труд" в практике работы дошкольного учреждения

    «Воспитание, — писал К.Д. Ушинский, — не только должно развивать разум человека и дать ему известный объем сведений, но должно зажечь в нем жажду серьезного труда, без которого жизнь его не может быть ни достойной, ни счастливой». Особая роль в воспитании у детей ценностного отношения к труду людей и его результатам, формировании положительного отношения к трудовой деятельности, «жажды серьезного труда», желания трудиться принадлежит дошкольному периоду детства.
    В дошкольном возрасте дети получают первые представления о роли труда в жизни человека и общества, знакомятся с трудовой и профессиональной деятельностью взрослых людей, миром профессий, включаются в посильную трудовую деятельность в детском саду и семье, приобретают первоначальные трудовые умения и опыт трудовой деятельности, учатся ее планировать, прикладывать усилия, доводить начатое дело до конца, взаимодействовать с партнерами, оказывать помощь, ценить результаты своего и чужого труда.
    Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования требуют пересмотра работы по трудовому воспитанию дошкольников в современном детском саду, ориентируют специалистов системы дошкольного образования на обновление ее содержания, интеграцию образовательной области «Труд» с другими образовательными областями и ее реализацию в разных формах совместной деятельности взрослых и детей и самостоятельной деятельности дошкольников.
    В данном номере журнала рассматриваются педагогические истоки трудового воспитания детей, устанавливается историческая преемственность в развитии теории и практики трудового воспитания дошкольников, раскрываются его обновленное содержание, формы и методы.
    Характеризуются различные виды труда детей: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной труд и особенности формирования опыта трудовой деятельности у детей дошкольного возраста. Представлен опыт ознакомления детей разных возрастных групп с трудом взрослых, в том числе с трудом работников детского сада.
    Большое внимание уделяется реализации образовательной области «Труд» в практике работы дошкольного учреждения, организации и руководству трудовой деятельностью дошкольников с учетом обновления содержания образования и интеграции приобщения детей к труду с другими образовательными областями. Рассматривается проблема развития индивидуальности и становления субъектной позиции дошкольника в трудовой деятельности. Представлены оригинальные педагогические технологии развития индивидуальности старших дошкольников в трудовой деятельности и становления субъектной позиции старшего дошкольника в детском рукоделии.
    Даются советы и рекомендации по формированию у детей дошкольного возраста положительного отношения к труду, желания трудиться. Характеризуются психологические ловушки лени, факторы ее возникновения и возможные способы преодоления.
    Предложен инструментарий для оценивания трудовых компетенций детей дошкольного возраста с учетом федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

    Светлана Максимова, главный редактор

     

    Полистать журнал

     

    Содержание номера
    "Детский сад: теория и практика" № 8/2011
    "Реализация образовательной области «Труд» в практике работы дошкольного учреждения"

    5   К читателям
    6   Богомолова М.И. Педагогические истоки трудового воспитания детей
    14   Антонова Т.В. Образовательная область «Труд» в программе «Истоки»
    28   Мичурина Ю.А. Технология развития индивидуальности старших дошкольников в трудовой деятельности
    38   Беляева Н.Л. Труд как средство экономического воспитания дошкольников
    44   Ривина Е.К. Воспитание у дошкольников уважительного отношения к труду работников детского сада
    54   Корень В.Н., Калдузова Г.В. Ознакомление старших дошкольников с трудовой деятельностью взрослых
    62   Бизикова О.А. Ознакомление с трудом взрослых как средство развития речи дошкольников
    70   Семенова Н.А. Возможности организации исследовательской деятельности в процессе трудового воспитания дошкольников
    76   Римашевская Л.С. Своеобразие труда в природе как экологически ориентированной деятельности дошкольников
    82   Созинова М.В. Детское рукоделие как средство развития творческих способностей девочек старшего дошкольного возраста
    90   Кудрявцева Е.А. Развитие взаимоотношений детей разного пола в процессе трудовой деятельности
    95   Яковлева Г.В. Инструментальное обеспечение оценивания трудовых компетенций детей дошкольного возраста
    102   Посохова С.Т. Психологические ловушки лени

    Индекс цитирования 

     

    Рейтинг@Mail.ru

    Контакты

         

    +7 926 812 0370