Детский сад теория и практика № 3/2012. Развитие связной монологической речи детей дошкольного возраста

    Уровень речевого развития многих современных дошкольников не соответствует возрастной норме и вызывает серьезные опасения у специалистов, педагогов и родителей. Вопросам речевого развития детей уделяется самое пристальное внимание, это касается всех компонентов устной речи дошкольников — лексической, грамматической, звуковой (произносительной) сторон и связной речи — ее диалогической и монологической форм.
    Монологическая речь является наиболее сложной формой речи, она носит развернутый характер, требует связного, логически последовательного изложения мыслей, а значит, предварительного продумывания и планирования. Развитие связной монологической речи детей — одна из наиболее значимых и сложных задач речевого воспитания. Детей учат трем типам связной монологической речи: описанию, повествованию, рассуждению.
    Состояние монологической речи — важный диагностический признак развития ребенка, причем не только речевого. Рассказ является простым и эффективным диагностическим инструментом, а анализ детских рассказов — качественным методом исследования, позволяющим получить полные и достоверные сведения о состоянии речи дошкольника.
    Очередной номер журнала посвящен развитию связной монологической речи детей дошкольного возраста. Обозначаются новые подходы к организации работы по развитию речи детей в условиях внедрения Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Определяется место и значение работы по развитию связной монологической речи детей в контексте реализации образовательной области «Коммуникация».
    Представлены методики и технологии обучения детей дошкольного возраста связной монологической речи: описанию, повествованию, рассуждению, в том числе на основе воспитания у дошкольников лингвистического отношения к речи и формирования элементарного осознания языка.
    Большое внимание уделяется речевому творчеству дошкольников. Характеризуются содержание, методы, приемы стимулирования и активизации речевого творчества детей в непосредственной образовательной и самостоятельной деятельности.
    Рассматривается роль живого слова, в частности рассказывания, в речевом развитии детей, анализируются возможности музыки и изобразительного искусства как средства решения речевых задач и содержательной основы детских монологов разных типов.
    Предлагается обзор зарубежных исследований последних лет, посвященных речи и речевому развитию детей дошкольного возраста, описываются некоторые активно используемые в зарубежной педагогической практике методы и приемы поддержки детей в овладении пониманием и производством нарративов.
    Излагаются основные концептуальные положения инновационной диагностической методики определения уровня речевого развития детей дошкольного возраста, позволяющей научно обоснованно подойти к определению содержания дифференцированного обучения языку и развития (коррекции) их речи. Представлена речевая документация нового поколения.

    Светлана Максимова, главный редактор

     

    Полистать журнал

     

    Содержание номера
    "Детский сад: теория и практика" № 3/2012
    "Развитие связной монологической речи детей дошкольного возраста"

    5   К читателям
    6   Сомкова О.Н. Новые подходы к организации работы по развитию речи детей дошкольного возраста
    18   Рычагова Е.С., Протасова Е.Ю. Зарубежная наука о развитии связной речи дошкольников
    26   Максимова С.И. Роль рассказывания в речевом развитии детей дошкольного возраста
    36   Шадрина Л.Г., Фомина Е.П. Развитие связной речи детей дошкольного возраста
    48   Бизикова О.А. Пейзажная картина как средство развития связной монологической речи у дошкольников
    60   Киселева О.И. Нетрадиционные методы и приемы обучения старших дошкольников монологической речи
    70   Гундорова И.В., Малышева Е.А. Влияние разных видов моделей на рассказывание русских народных волшебных сказок детьми старшего дошкольного возраста
    75   Вахитова Г.Х., Поздеева С.И. Приемы активизации речетворческой деятельности старших дошкольников
    82   Сомкова О.Н. Развитие речевого творчества детей в системе работы воспитателя по реализации образовательной области «Коммуникация»
    92   Ледовских Н.К. Обучение дошкольников использованию словообразовательных и словоизменительных навыков в монологе
    99   Деркунская В.А. Использование музыки в развитии связной речи у детей дошкольного возраста
    108   Безрукова О.А. Инновационный подход к обследованию речи ребенка дошкольного возраста

    Индекс цитирования 

     

    Рейтинг@Mail.ru

    Контакты

         

    +7 926 812 0370