Уровень речевого развития многих современных дошкольников не соответствует возрастной норме и вызывает серьезные опасения у специалистов, педагогов и родителей. Вопросам речевого развития детей уделяется самое пристальное внимание, это касается всех компонентов устной речи дошкольников — лексической, грамматической, звуковой (произносительной) сторон и связной речи — ее диалогической и монологической форм. Монологическая речь является наиболее сложной формой речи, она носит развернутый характер, требует связного, логически последовательного изложения мыслей, а значит, предварительного продумывания и планирования. Развитие связной монологической речи детей — одна из наиболее значимых и сложных задач речевого воспитания. Детей учат трем типам связной монологической речи: описанию, повествованию, рассуждению. Состояние монологической речи — важный диагностический признак развития ребенка, причем не только речевого. Рассказ является простым и эффективным диагностическим инструментом, а анализ детских рассказов — качественным методом исследования, позволяющим получить полные и достоверные сведения о состоянии речи дошкольника. Очередной номер журнала посвящен развитию связной монологической речи детей дошкольного возраста. Обозначаются новые подходы к организации работы по развитию речи детей в условиях внедрения Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Определяется место и значение работы по развитию связной монологической речи детей в контексте реализации образовательной области «Коммуникация». Представлены методики и технологии обучения детей дошкольного возраста связной монологической речи: описанию, повествованию, рассуждению, в том числе на основе воспитания у дошкольников лингвистического отношения к речи и формирования элементарного осознания языка. Большое внимание уделяется речевому творчеству дошкольников. Характеризуются содержание, методы, приемы стимулирования и активизации речевого творчества детей в непосредственной образовательной и самостоятельной деятельности. Рассматривается роль живого слова, в частности рассказывания, в речевом развитии детей, анализируются возможности музыки и изобразительного искусства как средства решения речевых задач и содержательной основы детских монологов разных типов. Предлагается обзор зарубежных исследований последних лет, посвященных речи и речевому развитию детей дошкольного возраста, описываются некоторые активно используемые в зарубежной педагогической практике методы и приемы поддержки детей в овладении пониманием и производством нарративов. Излагаются основные концептуальные положения инновационной диагностической методики определения уровня речевого развития детей дошкольного возраста, позволяющей научно обоснованно подойти к определению содержания дифференцированного обучения языку и развития (коррекции) их речи. Представлена речевая документация нового поколения. Светлана Максимова, главный редактор |
|||
|
Содержание номера
|
||
5 | К читателям | ||
6 | Сомкова О.Н. Новые подходы к организации работы по развитию речи детей дошкольного возраста | ||
18 | Рычагова Е.С., Протасова Е.Ю. Зарубежная наука о развитии связной речи дошкольников | ||
26 | Максимова С.И. Роль рассказывания в речевом развитии детей дошкольного возраста | ||
36 | Шадрина Л.Г., Фомина Е.П. Развитие связной речи детей дошкольного возраста | ||
48 | Бизикова О.А. Пейзажная картина как средство развития связной монологической речи у дошкольников | ||
60 | Киселева О.И. Нетрадиционные методы и приемы обучения старших дошкольников монологической речи | ||
70 | Гундорова И.В., Малышева Е.А. Влияние разных видов моделей на рассказывание русских народных волшебных сказок детьми старшего дошкольного возраста | ||
75 | Вахитова Г.Х., Поздеева С.И. Приемы активизации речетворческой деятельности старших дошкольников | ||
82 | Сомкова О.Н. Развитие речевого творчества детей в системе работы воспитателя по реализации образовательной области «Коммуникация» | ||
92 | Ледовских Н.К. Обучение дошкольников использованию словообразовательных и словоизменительных навыков в монологе | ||
99 | Деркунская В.А. Использование музыки в развитии связной речи у детей дошкольного возраста | ||
108 | Безрукова О.А. Инновационный подход к обследованию речи ребенка дошкольного возраста |