Детский сад теория и практика № 5/2012. Принцип интеграции в образовательном процессе дошкольного учреждения

Печать
Идеи интеграции достаточно давно обсуждаются в педагогической среде и успешно внедряются в практику дошкольного образования с целью оптимизации образовательного процесса, обогащения и гармонизации развития ребенка. В современных условиях развития научного знания идеи интеграции получают все более широкое распространение, в том числе в дошкольной педагогике. Приходит и новое понимание педагогической интеграции.
В Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования реализация интегративного подхода предусматривается на уровне условий, содержания и результатов дошкольного образования, а принцип интеграции образовательных областей декларируется как один из основополагающих принципов организации образовательного процесса. Данный принцип обязывает дошкольные учреждения коренным образом перестроить образовательную деятельность на основе синтеза, гармоничного объединения образовательных областей в целостный педагогический процесс в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей. Все это актуализирует вопросы, связанные с разными аспектами интеграции, в том числе интеграцией образовательных областей, тем, разных видов детской деятельности, форм, методов, средств образовательного процесса и др.
Очередной номер журнала посвящен реализации принципа интеграции в образовательном процессе дошкольного учреждения. Раскрываются теоретические основы феномена педагогической интеграции как принципа, процесса и результата дошкольного образования.
Рассматриваются различные подходы к практической реализации принципа интеграции в образовательном процессе дошкольного образовательного учреждения с учетом Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Характеризуются объекты интеграции и основные системообразующие факторы целостного интегрированного образовательного процесса: интеграция образовательных областей, выделение сквозных тем, интеграция разных видов детской деятельности, интеграция форм, методов, средств образовательного процесса, интеграция детско-взрослых отношений и др. Приводятся примеры построения интегрированного образовательного процесса на основе указанных системообразующих факторов.
Большое внимание уделяется игре как интегративной деятельности детей дошкольного возраста, интеграции образовательных областей и разных видов детской деятельности, а также планированию образовательного процесса с дошкольниками на комплексно-тематической основе и принципе интеграции образовательных областей.
Представлен инновационный подход к проектированию содержания дошкольного образования на основе интеграции познавательной и художественной деятельности, позволяющей гармонизировать мировосприятие детей и формировать в их сознании целостную картину мира.
Рассматриваются возможности реализации принципа интеграции при создании предметно-развивающей среды в дошкольном учреждении.
Описываются этапы создания интегративных образовательных продуктов, приводятся примеры таких продуктов (педагогические игры, технологии и пр.).

Светлана Максимова, главный редактор

 

Полистать журнал

 

Содержание номера
"Детский сад: теория и практика" № 5/2012
"Принцип интеграции в образовательном процессе дошкольного учреждения"

5   К читателям
6   Бизикова О.А. Принцип интеграции в образовательном процессе дошкольного образовательного учреждения
14   Майер А.А. Условия интеграции содержания дошкольного образования
24   Трубайчук Л.В. Системообразующие факторы целостного интегрированного образовательного процесса в дошкольном учреждении
32   Васюкова Н.Е., Родина Н.М. Планирование образовательного процесса с дошкольниками на комплексно-тематической основе и принципе интеграции образовательных областей
40   Проняева С.В. Интегрированные свойства предметно-развивающей среды дошкольного образовательного учреждения
46   Кудрявцева Е.А. Реализация интегрированного подхода в совместной игровой деятельности детей дошкольного возраста
52   Антонова Т.В., Векшина Е.В. Интеграция содержания изобразительной деятельности детей в самодеятельную сюжетно-ролевую игру
62   Лыкова И.А. Гармонизация мировосприятия детей в условиях интеграции познавательной и художественной деятельности
76   Родина Н.М., Чехонина О.И. Основные подходы к интеграции познавательно-исследовательской деятельности в образовательный процесс детского сада
82   Тимофеева Л.Л. Интеграция образовательных областей в процессе формирования культуры безопасности у дошкольников
92   Зубачевская Н.А., Нефедова Л.К. Театральная деятельность как интегративный фокус эстетического развития
98   Губанова Н.Ф. Реализация принципа интеграции в процессе общения взрослого и ребенка