Введение в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации влечет за собой глобальные изменения в организации образовательного процесса в современном детском саду. Заявленные в новых нормативных документах принципы построения образовательного процесса ориентируют педагогов на решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей в рамках непосредственно образовательной деятельности и при проведении режимных моментов, предусматривают построение образовательного процесса на комплексно-тематической основе и с учетом принципа интеграции образовательных областей. Новые принципы построения образовательного процесса влекут за собой и изменения в формах его организации. Новые подходы к организации образовательного процесса вызывают у педагогов дошкольного образования массу вопросов, а попытки приведения образовательного процесса в соответствие с новыми Федеральными государственными требованиями — значительные затруднения. Перестройка образовательного процесса в дошкольных учреждениях идет трудно, медленно и болезненно. С одной стороны, ни структура, ни содержание ранее проводившихся занятий, ни позиция педагога по отношению к детям кардинально не меняются, с другой — чрезмерное и нецелесообразное использование игровых методов и приемов в работе с детьми снижает качество и эффективность образовательного процесса. Очередной номер журнала посвящен вопросам организации образовательного процесса в дошкольном учреждении в соответствии с Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации. Раскрываются, разграничиваются и соотносятся основные понятия и категории дидактики, связанные с организацией процесса образования в современном детском саду: «образовательная область», «виды детской деятельности», «формы обучения», «формы организации детских видов деятельности», «методы обучения» и др. Рассматриваются новые подходы к организации образовательного процесса в дошкольном учреждении, специфика непосредственно образовательной деятельности и образовательной деятельности в режимных моментах, особенности решения программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольников. Анализируются возможности организации целостного образовательного процесса в детском саду и представляются различные варианты его проектирования (система тематически связанных между собой развивающих образовательных ситуаций, групповой проект и пр.). Большое внимание уделяется проблемному подходу в образовании детей дошкольного возраста и вопросам организации проблемного обучения в дошкольном учреждении. Характеризуются отдельные формы организации обучения детей дошкольного возраста и формы организации разных видов детской деятельности. Рассматриваются роль и место занятий в структуре образовательного процесса современного детского сада, а также изменения в понимании назначения, сути и логики построения занятия как формы организации обучения дошкольников. Приводятся планы и конспекты разных форм организации обучения детей. Описываются специфика образовательного процесса и формы организации обучения детей дошкольного возраста в немецких детских садах. Светлана Максимова, главный редактор |
|||
|
Содержание номера
|
||
5 | К читателям | ||
6 | Тимофеева Л.Л., Бережнова О.В. Организация процесса образования дошкольников: основные понятия | ||
16 | Васюкова Н.Е., Родина Н.М. Как обеспечить целостность педагогического процесса? | ||
24 | Галянт И.Г. Групповой творческий проект как форма организации образовательного процесса в дошкольном учреждении | ||
30 | Гатченко Т.Г., Симонова Л.Н., Важенникова С.Н. Занятия и непосредственно образовательная деятельность: сходство и различие | ||
40 | Тимофеева Л.Л. Проблемный подход в образовании старших дошкольников | ||
50 | Тумакова О.Е., Евдешина М.Ю., Колотухина О.А. Организация проблемного обучения в детском саду | ||
60 | Лыкова И.А. Свободные формы организации художественного опыта дошкольников | ||
80 | Лаврентьева И.А. Образовательный проект «Певческие книги Гуслиц» | ||
86 | Абрамова Н.В. Путешествие по музыкальным эпохам | ||
96 | Кузеванова О.В., Коблова Т.А. Формы организации коммуникативной деятельности детей дошкольного возраста | ||
104 | Корепанова И.А. Немецкий детский сад: примеры реализации образовательной программы |