![]() С искусством архитектуры ребенок соприкасается очень рано: объекты архитектуры крупных и малых форм, ландшафтная архитектура ежедневно попадают в поле его зрения. Изучение и освоение дошкольником своего «местопроживания», как правило, начинается с восприятия архитектуры, а окружающие его здания и сооружения оказывают решающее влияние на формирование образа родного города, края. Не случайно ознакомление детей дошкольного возраста с архитектурой сегодня осуществляется прежде всего в контексте ознакомления с родным городом/краем, его историей, культурой, достопримечательностями и памятниками. Являясь феноменом материальной и духовной культуры, синтетическим видом искусства, эстетически организующим пространственную среду, архитектура обладает значительным потенциалом в художественно-эстетическом, познавательно-речевом и социально-личностном развитии ребенка-дошкольника, потенциалом, который, к сожалению, недостаточно осознается и далеко не в полной мере используется в практике дошкольного образования. Очередной номер журнала посвящен проблеме ознакомления детей дошкольного возраста с архитектурой. Это одно из перспективных направлений работы с дошкольниками, в рамках которого возможна интеграция содержания разных образовательных областей и видов детской деятельности. Рассматривается развивающий потенциал современного городского пространства, специфика архитектуры как искусства, разнообразие архитектурных образов и особенности их восприятия детьми дошкольного возраста. Представлено примерное содержание работы по ознакомлению дошкольников с архитектурой, основами градостроительства и профессией архитектора. Большое внимание уделяется формам, методам, средствам ознакомления детей с архитектурой и формированию у дошкольников ценностного отношения к родному городу и его архитектурным памятникам. Раскрывается сущность педагогических категорий «изучение города» и «освоение города», выявляются особенности организации процесса освоения родного города дошкольниками. Описывается опыт практической деятельности по ознакомлению детей дошкольного возраста с архитектурными объектами ближайшего окружения и освоению прилегающей к дошкольному учреждению территории (приводятся планы и конспекты экскурсий, образовательных прогулок, проектов, игр архитектурно-краеведческой направленности и пр.). Представлена методика формирования у детей познавательного интереса к творческой деятельности архитектора. Рассматриваются вопросы научно-методического обеспечения старшим воспитателем процесса ознакомления детей дошкольного возраста с архитектурой родного города. Светлана Максимова, главный редактор |
|||
![]()
|
Содержание номера
|
||
5 | К читателям | ||
6 | Шейко Н.Г. Город на ладошке, или Как помочь дошкольнику освоить культурное наследие? | ||
18 | Рындина А.Г. Особенности становления эстетического отношения детей старшего дошкольного возраста к городу | ||
26 | Ривина Е.К., Чертенко О.Ф. Образы архитектуры в эстетическом воспитании детей | ||
36 | Платохина Н.А. К вопросу о развитии у дошкольников ценностного отношения к родному городу средствами архитектуры | ||
48 | Вербенец А.М. Экскурсия как форма приобщения старших дошкольников к архитектуре | ||
64 | Ледовских Н.К. Использование старинных фотоснимков для ознакомления детей дошкольного возраста с архитектурой и градостроительством | ||
76 | Шлат Н.Ю., Орлов А.О. Знакомство дошкольников с архитектурой родного города средствами логических задач | ||
84 | Зырянова Р.С., Попова Е.Б. Использование метода проектов в процессе ознакомления детей с архитектурными памятниками родного города | ||
90 | Спиридонова Н.М., Сунцева Е.О. Знакомим детей с архитектурой Иркутска | ||
96 | Кожокарь С.В. Удивительный мир Бориса Тхора | ||
104 | Солнцева О.В., Бойкова О.М. Научно-методическое обеспечение процесса ознакомления детей старшего дошкольного возраста с архитектурой родного города |