Детский сад теория и практика № 7/2012. Знакомим детей дошкольного возраста с архитектурой

Печать
Архитектура — здания и другие сооружения (также их комплексы), создающие материально организованную среду, необходимую людям для их жизни и деятельности; искусство проектировать и строить сооружения и их комплексы в соответствии с назначением, современными техническими возможностями и эстетическими воззрениями общества (Большой энциклопедический словарь). Архитектура является «предметной основой» среды обитания человека, формирует его материально-пространственное окружение, при этом сочетает в себе утилитарные и эстетические функции, транслирует общественные идеалы, культурно-исторические ценности и смыслы.
С искусством архитектуры ребенок соприкасается очень рано: объекты архитектуры крупных и малых форм, ландшафтная архитектура ежедневно попадают в поле его зрения. Изучение и освоение дошкольником своего «местопроживания», как правило, начинается с восприятия архитектуры, а окружающие его здания и сооружения оказывают решающее влияние на формирование образа родного города, края. Не случайно ознакомление детей дошкольного возраста с архитектурой сегодня осуществляется прежде всего в контексте ознакомления с родным городом/краем, его историей, культурой, достопримечательностями и памятниками.
Являясь феноменом материальной и духовной культуры, синтетическим видом искусства, эстетически организующим пространственную среду, архитектура обладает значительным потенциалом в художественно-эстетическом, познавательно-речевом и социально-личностном развитии ребенка-дошкольника, потенциалом, который, к сожалению, недостаточно осознается и далеко не в полной мере используется в практике дошкольного образования.
Очередной номер журнала посвящен проблеме ознакомления детей дошкольного возраста с архитектурой. Это одно из перспективных направлений работы с дошкольниками, в рамках которого возможна интеграция содержания разных образовательных областей и видов детской деятельности. Рассматривается развивающий потенциал современного городского пространства, специфика архитектуры как искусства, разнообразие архитектурных образов и особенности их восприятия детьми дошкольного возраста. Представлено примерное содержание работы по ознакомлению дошкольников с архитектурой, основами градостроительства и профессией архитектора. Большое внимание уделяется формам, методам, средствам ознакомления детей с архитектурой и формированию у дошкольников ценностного отношения к родному городу и его архитектурным памятникам. Раскрывается сущность педагогических категорий «изучение города» и «освоение города», выявляются особенности организации процесса освоения родного города дошкольниками. Описывается опыт практической деятельности по ознакомлению детей дошкольного возраста с архитектурными объектами ближайшего окружения и освоению прилегающей к дошкольному учреждению территории (приводятся планы и конспекты экскурсий, образовательных прогулок, проектов, игр архитектурно-краеведческой направленности и пр.). Представлена методика формирования у детей познавательного интереса к творческой деятельности архитектора. Рассматриваются вопросы научно-методического обеспечения старшим воспитателем процесса ознакомления детей дошкольного возраста с архитектурой родного города.

Светлана Максимова, главный редактор

 

Полистать журнал

 

Содержание номера
"Детский сад: теория и практика" № 7/2012
"Знакомим детей дошкольного возраста с архитектурой"

5   К читателям
6   Шейко Н.Г. Город на ладошке, или Как помочь дошкольнику освоить культурное наследие?
18   Рындина А.Г. Особенности становления эстетического отношения детей старшего дошкольного возраста к городу
26   Ривина Е.К., Чертенко О.Ф. Образы архитектуры в эстетическом воспитании детей
36   Платохина Н.А. К вопросу о развитии у дошкольников ценностного отношения к родному городу средствами архитектуры
48   Вербенец А.М. Экскурсия как форма приобщения старших дошкольников к архитектуре
64   Ледовских Н.К. Использование старинных фотоснимков для ознакомления детей дошкольного возраста с архитектурой и градостроительством
76   Шлат Н.Ю., Орлов А.О. Знакомство дошкольников с архитектурой родного города средствами логических задач
84   Зырянова Р.С., Попова Е.Б. Использование метода проектов в процессе ознакомления детей с архитектурными памятниками родного города
90   Спиридонова Н.М., Сунцева Е.О. Знакомим детей с архитектурой Иркутска
96   Кожокарь С.В. Удивительный мир Бориса Тхора
104   Солнцева О.В., Бойкова О.М. Научно-методическое обеспечение процесса ознакомления детей старшего дошкольного возраста с архитектурой родного города