В связи с введением в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации заметно активизировался интерес педагогов дошкольного образования к проектам, педагогическому проектированию и проектной деятельности детей. Проектная технология обучения позволяет организовать образовательный процесс в дошкольном учреждении в соответствии с заявленными в новых нормативных документах принципами. В ходе реализации проекта можно естественным образом осуществлять интеграцию образовательных областей, комбинировать разные виды детской деятельности и формы работы с детьми, решать образовательные задачи в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольников, активно взаимодействовать с семьями воспитанников и пр. Проектная деятельность обладает огромным развивающим потенциалом, не только создает условия для поддержки и развития детских интересов и способностей, но и нацелена на развитие индивидуальности ребенка, его самостоятельности, инициативности, поисковой активности. Проектная деятельность — это прежде всего деятельность ребенка, в которой он самостоятельно или совместно со взрослым открывает новый практический опыт. Она требует от педагога терпения, доверия и уважения к ребенку, веры в его силы и возможности. В проектной деятельности педагог должен отказаться от позиции транслятора готовых знаний и опыта, ему необходимо стать партнером, помощником, консультантом детей, создать такую образовательную среду, в которой каждый ребенок мог бы активно действовать, сообразуясь со своими потребностями, интересами, целями и возможностями. Очередной номер журнала посвящен проектной деятельности детей дошкольного возраста. Характеризуются особенности использования проекта как метода, формы организации и технологии обучения в практике дошкольного образования. Представлены классификации проектов, используемых в работе дошкольных учреждений. Рассматривается специфика проектной деятельности детей дошкольного возраста, ее отличие от исследовательской, продуктивной, учебной и других видов детской деятельности. Большое внимание уделяется организации проектной деятельности детей в дошкольном образовательном учреждении, позиции и роли педагога в детском проектировании. Выделяются этапы проектной деятельности. Даются практические рекомендации воспитателям по организации работы с детьми на каждом из этапов проектной деятельности: от выбора темы, постановки проблемы и мотивации деятельности дошкольников до презентации результатов проекта и его рефлексии. Описывается опыт работы по психологическому сопровождению проектной деятельности детей. Рассматриваются возможности и варианты использования проекта как формы планирования образовательного процесса в дошкольном учреждении. Приводятся тематика и примеры детских проектов разных видов: исследовательские, творческие, игровые, информационные, практико-ориентированные, а также примеры проектного планирования образовательного процесса в разных возрастных группах. Затрагиваются вопросы готовности воспитателей детских садов к педагогическому проектированию, организации и руководству проектной деятельностью детей. Представлены программа курса повышения квалификации педагогов «Технология проектного метода в экологическом образовании детей» и схема создания авторских проектов. Светлана Максимова, главный редактор |
|||
|
Содержание номера
|
||
5 | К читателям | ||
6 | Тимофеева Л.Л. Проектный метод в дошкольном образовании | ||
20 | Костикова Д.А. Использование проекта в практике дошкольного образования | ||
26 | Деркунская В.А. Особенности проектной деятельности детей дошкольного возраста в детском саду | ||
34 | Атемаскина Ю.В. Организация проектной деятельности детей дошкольного возраста | ||
40 | Сомкова О.Н., Солнцева О.В., Вербенец А.М. Проект как форма планирования образовательного процесса в дошкольном учреждении | ||
64 | Тупичкина Е.А. Детские вопросы как средство мотивации проектной деятельности дошкольников | ||
72 | Морозова Е.Л. Психологическое сопровождение проектной деятельности детей старшего дошкольного возраста | ||
80 | Лыкова И.А. Индивидуальный маршрут развития ребенка в проектной деятельности | ||
88 | Теплова А.Б., Сафонова С.И. Педагогический проект как условие успешной проектной деятельности дошкольника | ||
94 | Крамаренко О.К. Проектная деятельность: сотворчество детско-взрослого коллектива | ||
98 | Анцыперова Т.А. Методические основы экологического проектирования | ||
106 | Чумичева Р.М., Платохина Н.А. Педагогическое проектирование в деятельности руководителя дошкольного образовательного учреждения |