Самостоятельность — важнейшая характеристика личности и одновременно условие ее развития. «…субъект в своих деяниях, в актах своей творческой самодеятельности не только обнаруживается и проявляется, — отмечал С.Л. Рубинштейн; — он в них созидается и определяется». Иными словами, полноценное развитие ребенка осуществляется в результате его самопроявления и самоутверждения в деятельности, через активность, самостоятельные пробы и ошибки, а успешность ребенка в разных видах деятельности и общении во многом зависит от способности действовать самостоятельно. Развитие самостоятельности — одна из важнейших задач воспитания детей дошкольного возраста. Задача эта не новая. Феномен детской самостоятельности обстоятельно изучался отечественной и мировой психолого-педагогической наукой. В программно-методических материалах разных лет, в том числе и современных, рассматриваются условия организации и поддержки детской активности и самостоятельности в дошкольных учреждениях. Однако на практике организация самостоятельной деятельности детей вызывает у педагогов дошкольного образования серьезные затруднения. Далеко не всегда дети имеют возможность проявить свою активность и самостоятельность, реализовать право на свободу выбора деятельности. Самостоятельность дошкольника нередко не получает должной педагогической поддержки, а его самостоятельная деятельность протекает без внимания со стороны взрослых. Между тем самостоятельная деятельность детей, возможно, как никакая другая, требует грамотного педагогического сопровождения. Задача воспитателя — создать эффективные условия для возникновения и развертывания полноценной самостоятельной деятельности детей в группе с учетом их индивидуальных особенностей, потребностей и интересов. Данная задача приобретает особое значение в связи с введением в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации, так как новые нормативные документы ориентируют педагогов дошкольного образования на решение программных образовательных задач не только в совместной деятельности взрослого и детей, но и самостоятельной деятельности дошкольников. Очередной номер журнала посвящен самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста, вопросам ее организации и поддержки в детском саду. Рассматриваются подходы к пониманию самостоятельности ребенка-дошкольника, возрастные и индивидуальные особенности возникновения и развития самостоятельной деятельности детей. Выделяются основные показатели самостоятельности ребенка, характеризуются уровни ее развития в дошкольный период, даются рекомендации по диагностике самостоятельности как интегративной характеристики развития ребенка дошкольного возраста. Большое внимание уделяется организации и педагогической поддержке самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста: игровой, коммуникативной, двигательной, познавательно-исследовательской, продуктивной, в том числе в разновозрастной группе. Описывается опыт организации самостоятельной деятельности детей в немецких детских садах, где задача развития самостоятельности ребенка-дошкольника является одной из ключевых, а большая часть времени отводится на свободную деятельность детей, возникающую и развивающуюся по их собственному замыслу. Светлана Максимова, главный редактор |
|||
|
Содержание номера
|
||
5 | К читателям | ||
6 | Полякова М.Н. Диагностика самостоятельности как интегративной характеристики развития ребенка дошкольного возраста | ||
18 | Рыбак Е.В. Самостоятельность как вектор коммуникативного и творческого развития дошкольника | ||
28 | Алиева Т.И., Шафран Н.М., Стасюк А.М. Коммуникативная практика в группах детей четырех-пяти и пяти-шести лет в условиях образовательного учреждения | ||
38 | Соловьева Ю.А. Организация самодеятельной игры детей в условиях дошкольного образовательного учреждения | ||
48 | Харчевникова А.Н. Самостоятельная сюжетно-ролевая игра детей четырех-пяти лет: особенности организации | ||
56 | Цветкова О.Г., Мамедова О.А., Сергеева О.В. В подвижные игры играем сами | ||
62 | Ривина Е.К., Гутникова М.А., Гутников Р.А. Самостоятельная художественно-эстетическая деятельность детей в условиях дошкольного образовательного учреждения | ||
72 | Лыкова И.А. Детское конструирование: взаимосвязь целенаправленного обучения и самостоятельного творчества | ||
90 | Родина Н.М., Чехонина О.И. Педагогическая поддержка самостоятельной познавательно-исследовательской деятельности дошкольников | ||
98 | Удова О.В., Левченко Т.А. Организация самостоятельной деятельности детей в разновозрастной группе детского сада | ||
104 | Корепанова И.А. Варианты организации самостоятельной деятельности детей в немецком детском саду |