Детский сад теория и практика № 1/2013. Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса в дошкольном учреждении

    В соответствии с Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования образовательный процесс в дошкольных учреждениях должен строиться на комплексно-тематическом принципе. Данный принцип построения образовательного процесса не может быть единственным, но в современных условиях становится ведущим.
    Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса тесно связан с принципом интеграции образовательных областей и предполагает объединение их содержания вокруг определенной темы. Тема задает общий смысловой контекст содержания образовательной работы и позволяет естественным образом объединять содержание разных образовательных областей, что придает образовательному процессу целостность и расширяет возможности развития детей. При этом образовательные задачи решаются не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов, что актуализирует индивидуальный подход и ориентирует педагогов на учет интересов воспитанников. Кроме того, тема объединяет субъектов образовательного процесса и создает условия для организации совместной деятельности педагога и детей, образовательного со-бытия.
    Планируя работу по реализации той или иной темы, воспитатель намечает комплекс мероприятий или связанных между собой событий детской жизни, участвуя в которых дошкольники не просто знакомятся с той или иной информацией по теме, но эмоционально проживают ее в разных видах деятельности. Рациональное сочетание видов детской деятельности и форм ее организации способствует более глубокому и творческому освоению детьми окружающего мира, формированию в их сознании целостной картины мира. При этом тема повышает мотивированность деятельности детей, их активность и самостоятельность.
    Однако несмотря на все достоинства, результативность образовательного процесса, построенного на комплексно-тематической основе, во многом зависит от профессионализма педагога, уровня его культуры, творческого потенциала, интуиции, способности к педагогической импровизации, партнерскому взаимодействию и сотрудничеству с детьми, умения учитывать их возможности, актуальные запросы и интересы.
    В очередном номере журнала представлены рекомендации к планированию образовательного процесса в соответствии с концептуальными положениями Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Рассматриваются варианты реализации комплексно-тематического принципа построения образовательного процесса в детском саду (тематический день, тематический период, тематический проект и др.). Приводятся примеры их планирования в разных возрастных группах. Предлагается алгоритм проектирования образовательного со-бытия как способа реализации комплексно-тематического принципа построения образовательного процесса.
    Большое внимание уделяется самой теме. Раскрывается содержание понятия «тема» применительно к детям дошкольного возраста, выделяются требования к выбору темы: ее содержанию, формулировке и последовательности развертывания в планировании; приводятся примеры построения содержания образовательной работы с детьми в разных возрастных группах, описываются варианты тематического объединения содержания в зависимости от опыта воспитанников и окружения детского сада.
    Осмысляется историко-педагогический опыт комплексно-тематического планирования работы дошкольных учреждений России в 20–30-е годы ХХ столетия.

    Светлана Максимова, главный редактор

     

    Полистать журнал

     

    Содержание номера
    "Детский сад: теория и практика" № 1/2013
    "Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса в дошкольном учреждении"

    5   К читателям
    6   Сомкова О.Н., Солнцева О.В., Вербенец А.М. Комплексно-тематическое планирование образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении
    32   Васюкова Н.Е., Родина Н.М. К вопросу о тематическом объединении содержания образовательной работы в детском саду
    42   Тихомирова О.В. Образовательное со-бытие как способ реализации комплексно-тематического принципа построения образовательного процесса в детском саду
    52   Тимофеева Л.Л. Варианты реализации комплексно-тематического принципа построения образовательного процесса
    64   Вербенец А.М. Своеобразие и направления тематического планирования образовательного процесса в рамках образовательной области «Художественное творчество»
    88   Хабарова Т.В. Проблемы планирования образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении
    100   Захарищева М.А., Бреннер Д.А., Куликова Т.С. Комплексно-тематическое планирование работы дошкольных учреждений России в 20–30-е годы ХХ столетия

    © Эдисьон Пресс 2019