![]() В психолого-педагогической литературе нет четкого определения понятия «коммуникативная компетентность». Содержание понятия остается дискуссионным, однако несмотря на различные трактовки, их объединяет практическая направленность и указание на те или иные компоненты общения: владение вербальными и невербальными средствами общения, умение устанавливать контакты, вступать в диалог, поддерживать и вести его, слушать, слышать и говорить, выражать свои мысли, эмоции и чувства, желания и намерения, просьбы и предложения, обмениваться информацией, задавать и отвечать на вопросы, отстаивать свое мнение, убеждать, доказывать, объяснять, ориентироваться в ситуациях общения и регулировать собственное речевое поведение, соблюдать речевой этикет, правила культурного общения и пр. Коммуникативная компетентность детей дошкольного возраста — это владение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми, «умение общаться и посредством общения успешно решать возникающие игровые, познавательные, бытовые и творческие задачи» (О.Н. Сомкова). Очередной номер журнала посвящен проблеме развития коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста. Выделяются структурные компоненты коммуникативной компетентности дошкольников, раскрывается их содержание. Описываются особенности диалогического общения детей со взрослыми и сверстниками: его характер и содержание. Определяются педагогические условия, обеспечивающие эффективность развития коммуникативной компетентности детей в условиях дошкольного образовательного учреждения. Подчеркивается определяющее значение детского сообщества в развитии коммуникативных навыков детей дошкольного возраста. Характеризуются основные этапы становления детского сообщества, даются рекомендации по его организации и управлению развитием коммуникативной компетентности дошкольников в детском сообществе на разных этапах его становления. Рассматриваются вопросы развития коммуникативных умений и способностей дошкольников, организации и педагогической поддержки свободного общения детей со взрослыми и сверстниками. Большое внимание уделяется ознакомлению детей с речевым этикетом и правилами культуры речевого поведения в разных ситуациях общения. Определяются задачи и содержание работы по воспитанию культуры общения в разных возрастных группах детского сада. Представлена игровая технология развития у старших дошкольников культуры диалогической речи. Раскрываются сущность и особенности эстетической коммуникации детей дошкольного возраста, а также влияние диалога ребенка-дошкольника с искусством на развитие его коммуникативной компетентности. Светлана Максимова, главный редактор |
|||
![]()
|
Содержание номера
|
||
5 | К читателям | ||
6 | Арушанова А.Г., Иванкова Р.А., Рычагова Е.С. Диалогическое общение детей со взрослыми и сверстниками | ||
20 | Рудакова Н.Н. Коммуникативная компетентность как показатель речевого развития детей дошкольного возраста | ||
26 | Безрукова О.А. Коммуникативная компетенция как основа социокультурной адаптации ребенка дошкольного возраста: лингводидактический аспект | ||
36 | Щетинина А.М. Условия развития коммуникативной компетентности у детей | ||
46 | Шадрина Л.Г. Учимся общению | ||
56 | Бизикова О.А. Игра как средство развития культуры диалогической речи | ||
66 | Титова Н.И. Организация сообщества детей дошкольного возраста как условие развития их коммуникативной компетентности | ||
76 | Поздеева С.И. Открытое совместное действие педагога и ребенка как условие формирования коммуникативной компетентности детей | ||
84 | Дубинина Д.Н. Народная сказка как средство развития коммуникативных умений детей дошкольного возраста | ||
90 | Лыкова И.А. Диалог с искусством: смысловое общение на языке образов, знаков и символов культуры | ||
106 | Ледовских Н.К. Изобразительная деятельность детей дошкольного возраста как коммуникативный повод для педагога |