![]() Всемирная организация здравоохранения определяет психическое здоровье как «состояние благополучия, при котором человек может реализовать свой собственный потенциал, справляться с обычными жизненными стрессами, продуктивно и плодотворно работать, а также вносить вклад в жизнь своего сообщества». Таким образом, психическое здоровье ребенка — это больше, чем просто отсутствие нервно-психических расстройств. Это совокупность качеств и способностей, позволяющих ему безболезненно адаптироваться к изменяющейся социальной среде; состояние благополучия, при котором каждый ребенок может полноценно развиваться и реализовывать свой потенциал, испытывать, регулировать и выражать свои эмоции, формировать близкие и психологически безопасные отношения, исследовать окружающий мир, учиться и пр. Негативные тенденции в состоянии психического здоровья подрастающего поколения вызывают серьезную озабоченность у специалистов. Новые нормативные документы, регламентирующие содержание и организацию дошкольного образования, ориентируют педагогов на сохранение и укрепление здоровья дошкольников, как физического, так и психического, актуализируют задачу снижения психической напряженности детей в пространстве дошкольного образовательного учреждения и создания атмосферы психологического комфорта для всех участников образовательного процесса. Однако на практике роль психического здоровья как важнейшей составляющей здоровья ребенка-дошкольника и условия его полноценного развития недооценивается. Профилактике нервно-психических расстройств у детей, вопросам обеспечения их психологической безопасности и психологического благополучия в группе детского сада не всегда уделяется должное внимание. Очередной номер журнала посвящен проблемам психического здоровья детей дошкольного возраста. Даны характеристики нервно-психического здоровья современных дошкольников, раскрыты причины, которые приводят к его нарушению. Особое внимание уделяется управляемым факторам риска нарушений нервно-психического здоровья детей, которые наиболее часто встречаются в дошкольных образовательных учреждениях. Описываются методы и средства сохранения и укрепления психического здоровья детей дошкольного возраста, приемы психолого-педагогического воздействия, способствующие нормализации их нервно-психического состояния. Приводятся психогигиенические рекомендации для воспитателей по организации жизнедеятельности детей и созданию в группе детского сада атмосферы психологического комфорта. Показана роль семьи в сохранении психического здоровья детей дошкольного возраста и обеспечении их психологической безопасности. Анализируются некоторые виды адаптивных стратегий ребенка к различным типам родительской заботы. Рассматриваются возможности игры и рисунка как знаковых систем, позволяющих дошкольникам справляться с возникающими переживаниями и управлять своими эмоциями. Светлана Максимова, главный редактор |
|||
![]()
|
Содержание номера
|
||
5 | К читателям | ||
6 | Степанова М.И., Лашнева И.П., Сазанюк З.И. Факторы риска нарушений нервно-психического здоровья дошкольников | ||
16 | Тимофеева Л.Л., Королева Н.И. Роль семьи в сохранении психического здоровья детей: проблема обеспечения психологической безопасности | ||
26 | Плешкова Н.Л., Иванова В.Ю. Психологические аспекты образовательного пространства детского сада и психическое здоровье дошкольников | ||
36 | Васильева Н.Л. Эмоциональное здоровье ребенка в детском саду | ||
44 | Давыдова М.В. Психогигиена — компонент здорового образа жизни дошкольника | ||
52 | Гольцова Т.В. Сохранение психологического здоровья детей дошкольного возраста | ||
60 | Максимихина Е.В., Сергеева И.А. Роль эмоциональной сферы в формировании психологического здоровья старших дошкольников | ||
66 | Зубачевская Н.А. Музыка как феномен психологического воздействия на музыкальном занятии в дошкольном учреждении | ||
74 | Семенова Т.А. Физические упражнения как средство укрепления психического здоровья дошкольников | ||
82 | Давыдова М.В. Игры с водой и песком как компонент здоровьесберегающей среды дошкольного образовательного учреждения | ||
88 | Лизунова Г.Ю. Актуальность сохранения психического здоровья детей в процессе педагогического взаимодействия | ||
94 | Шалова С.Ю. Экспериментальное изучение причин возникновения стресса у педагогов дошкольных учреждений | ||
104 | Яруллина Е.Х.Педагогическое творчество как объект управления |