Детский сад теория и практика № 7/2013. Адаптация ребенка к детскому саду

    В преддверии нового учебного года актуализируется интерес к проблеме подготовки и адаптации детей к детскому саду. Особое внимание уделяется детям, впервые переступающим порог дошкольного образовательного учреждения.
    Поступление в детский сад предполагает серьезные изменения в укладе жизни ребенка и адаптацию к условиям новой социальной среды. Характер и степень тяжести адаптации детей к детскому саду во многом обусловлены их индивидуальными психофизиологическими особенностями и уровнем социального развития, однако абсолютно для всех детей поступление в детский сад — непростой жизненный период, требующий мобилизации нервно-психических сил и ресурсов организма. Грамотное психолого-педагогическое сопровождение ребенка и его семьи на этапе подготовки и поступления в детский сад позволяет оптимизировать процесс адаптации к новой социальной среде и избежать многих проблем и трудностей адаптационного периода. Успешная адаптация — основа эмоционального благополучия и условие полноценного развития ребенка в образовательном пространстве дошкольного учреждения.
    Номер посвящен проблеме адаптации детей к детскому саду. Рассматриваются феномен и стили адаптации человека к окружающему миру; выделяются особенности проживания адаптационного периода в раннем и дошкольном возрасте и основные причины некомфортного состояния ребенка в детском саду в этот период.
    Значительное влияние на течение и результаты адаптации ребенка к новой социальной среде оказывает возраст. Описываются возрастные особенности детей третьего и четвертого года жизни, определяющие уровень их адаптивности к условиям детского сада и тактику построения взаимодействия воспитателя с детьми в адаптационный период.
    Выделяются этапы адаптации детей к дошкольному образовательному учреждению, характеризуются их задачи и содержание. Большое внимание уделяется подготовке ребенка к детскому саду и взаимодействию с родителями. Рассматриваются различные аспекты психолого-педагогического сопровождения ребенка и его семьи на этапе подготовки и поступления в детский сад. Даются рекомендации по организации сопровождения родителей в вопросах формирования у малышей первоначальных представлений о детском саде и рекомендации родителям по подготовке и адаптации ребенка к детскому саду. Описывается опыт подготовки детей раннего возраста к детскому саду в условиях центра игровой поддержки ребенка.
    Особое внимание уделяется выбору форм и методов организации взаимодействия педагогов и родителей с детьми в период адаптации к детскому саду. Показаны потенциал и значение художественной деятельности для успешной адаптации ребенка в образовательном пространстве детского сада. Представлены технологии «Коллажирование» и «Textile-fun» («Досуг с тканью»), которые могут широко использоваться в работе с детьми в адаптационный период.
    Описаны основные направления и задачи ознакомления детей дошкольного возраста с детским садом: технология знакомства с предметно-пространственной средой; последовательность формирования представлений о труде работников дошкольного учреждения и приобщения к традициям детского сада. Рассматриваются вопросы социальной адаптации детей разных возрастных групп к условиям дошкольного образовательного учреждения с учетом их возрастных изменений.
    Представлена берлинская модель привыкания ребенка к детскому саду. Приводятся дневниковые записи родителей, иллюстрирующие работу модели в немецком детском саду и вариативность ее использования в зависимости от особенностей ребенка.

    Светлана Максимова, главный редактор

     

    Полистать журнал

     

    Содержание номера
    "Детский сад: теория и практика" № 7/2013
    "Адаптация ребенка к детскому саду"

    5   К читателям
    6   Тимофеева Л.Л., Бережнова О.В. Выбор форм и методов работы с детьми раннего возраста в период адаптации к детскому саду
    18   Мищенко О.П., Серебрякова Е.А. Психолого-педагогические условия адаптации детей четвертого года жизни к дошкольному учреждению
    28   Тимак Л.С., Медведева Т.А. Этапы адаптации детей младшего дошкольного возраста к детскому саду
    34   Павленко А.А. Здравствуй, детский сад! К проблеме обеспечения успешной адаптации ребенка к условиям детского сада
    40   Ефимова С.А., Елисеева Ф.И., Пугачева Т.А. Подготовка детей раннего возраста к детскому саду в условиях центра игровой поддержки ребенка
    50   Лыкова И.А., Шершун С.Е., Файзуллаева Е.Д. Значение художественной деятельности для адаптации ребенка к детскому саду
    74   Максимова С.И. Формирование у детей преддошкольного возраста первоначальных представлений о детском саде
    86   Ривина Е.К. Мой любимый детский сад
    94   Клешнина С.А., Орехова В.И., Толстых Т.В. Социальная адаптация детей разных возрастных групп к условиям детского сада
    102   Корепанова И.А., Свешникова О.С. Берлинская модель привыкания к детскому саду

    © Эдисьон Пресс 2019