Формирование целостной картины мира у детей — одна из приоритетных задач дошкольного образования. Важность ее решения обусловлена прежде всего значением картины мира в развитии ребенка и становлении его личности. Новые нормативные документы, регламентирующие содержание дошкольного образования, актуализировали внимание специалистов и педагогов-практиков к проблеме формирования целостной картины мира и расширения кругозора детей. Термин «картина мира» прочно вошел в современный педагогический обиход, однако само понятие пока не имеет четкого определения. В практике дошкольного образования оно зачастую трактуется упрощенно, а задача формирования целостной картины мира у дошкольников сводится к накоплению сведений из разных областей знаний. Между тем картина мира — сложное интегративное образование: особая система значений, представлений, отношений ребенка к окружающей среде, другим людям и себе самому в определенной социальной ситуации развития (В.В. Абраменкова); личностная характеристика и результат мировидения, выраженный в представлениях о мире (И.Э. Куликовская); целостное миропонимание, интегрирующее знания человека об окружающей действительности и себе самом на основе системного принципа, который определяет мировоззренческую установку, ценностные и поведенческие ориентиры (И.А. Лыкова). Формирование картины миры — сложный и длительный процесс. Она начинает складываться в дошкольном детстве, однако обогащается новым содержанием, усложняется и изменяется на протяжении всей жизни человека. В картине мира выделяют четыре основные сюжетные линии: «человек и космос», «человек и природа», «человек и человек», «человек и нечто (непознанное)», а главные факторы ее формирования в детском возрасте — влияние взрослых, личные усилия самого ребенка, проявляющиеся в разных видах его интеллектуально-творческой деятельности, и воздействие детской субкультуры (М.В. Осорина). Номер посвящен проблеме формирования целостной картины мира у детей дошкольного возраста. Раскрывается содержание понятия «картина мира» применительно к дошкольникам, описываются ее своеобразие и способ построения. В качестве логического каркаса картины мира рассматриваются фундаментальные мировоззренческие категории. Большое внимание уделяется специфике становления целостной картины мира в создании детей дошкольного возраста. Осмысляется значение эстетического опыта ребенка-дошкольника для формирования картины мира. Подчеркивается важность развития у дошкольников эстетического отношения к миру, приобщения их к искусству и культуре для гармонизации мировосприятия и формирования целостной картины мира. Представлены результаты исследований, демонстрирующие наиболее яркие представления современных дошкольников о мире. Обосновывается необходимость дополнения целостной картины мира, формируемой у детей, современной картиной жизни. Анализируются педагогические условия и средства формирования целостной картины мира у детей дошкольного возраста. Особое внимание уделяется игрушке как инструменту педагогического воздействия взрослого на становление картины мира ребенка в истории и современности. Определяется роль детского сообщества в становлении социальной картины мира современного дошкольника. Рассматриваются возможности интеграции содержания образования через освоение представлений о человеке; описываются условия и формы образовательной работы, позволяющие формировать у детей целостные представления о мире и человеке. Светлана Максимова, главный редактор |
|||
|
Содержание номера
|
||
5 | К читателям | ||
6 | Лыкова И.А. Картина мира и ее своеобразие у ребенка-дошкольника | ||
22 | Тавстуха О.Г., Муратова А.А. Дошкольное образование для устойчивого развития: теоретические основы дополнения картины мира современной картиной жизни | ||
28 | Титова Н.И. Роль детского сообщества в становлении социальной картины мира современного дошкольника | ||
38 | Теплова А.Б. Игрушка в картине мира современного ребенка-дошкольника | ||
50 | Семенова Л.Э. Гендерные представления современных дошкольников | ||
62 | Ивченко Т.А., Соколова Т.В. Как помочь дошкольнику осваивать целостные представления о человеке и мире | ||
76 | Никонова Н.О., Ивченко Т.А. «Экологический дневник дошкольника» и его роль в формировании целостной картины мира природы у детей старшего дошкольного возраста | ||
86 | Римашевская Л.С. Ценностные основы отношения к природной действительности в суждениях современных дошкольников | ||
94 | Хамидуллина Л.А. Зачем детям астрономия? | ||
104 | Васильева Л.Г. Обогащение содержания образа мира у дошкольников средствами искусства народного геометризированного орнамента |