Детский сад теория и практика № 10/2013. Социальное партнерство детского сада и семьи

Печать
Семья и детский сад — важнейшие институты воспитания, а их продуктивное взаимодействие — залог успешного развития и благополучия ребенка. Глобальные социокультурные изменения последних десятилетий привели к трансформации семьи, системы дошкольного образования и как следствие — к переосмыслению подходов к взаимодействию детского сада и семьи, его форм и содержания. Эти подходы нашли отражение в новых законодательных актах, регламентирующих деятельность дошкольных образовательных учреждений (организаций).
Детский сад как открытая социально-педагогическая система в решении образовательных задач тесно взаимодействует с различными социальными институтами, прежде всего с семьей, которая является его основным партнером. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ориентирует педагогов на тесное взаимодействие с семьями воспитанников как важнейшее условие реализации образовательной программы, в том числе непосредственное вовлечение родителей в образовательную деятельность на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи, а также психолого-педагогическую поддержку семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. При этом предполагается, что взаимодействие детского сада и семьи осуществляется в рамках социального партнерства.
Социальное партнерство и вовлечение родителей в образовательную деятельность дошкольного учреждения — далеко не одно и то же. Важнейшими признаками социального партнерства являются общие интересы и равенство сторон, в детском саду — равенство родителей с администрацией и педагогическим коллективом.
Система социального партнерства в России только начинает складываться. Отдельные технологии социального партнерства успешно используются в дошкольном образовании, но само социальное партнерство детского сада и семьи сегодня скорее ориентир в развитии взаимодействия этих институтов, нежели реальность. Практика показывает, что ключевые проблемы организации социального партнерства детского сада и семьи связаны с непониманием сторонами специфики социального партнерства как такового и неготовностью педагогов и родителей к продуктивному взаимодействию, совместному решению задач воспитания и развития детей, партнерским взаимоотношениям.
Социальное партнерство как новая философия взаимодействия детского сада и семьи требует серьезного пересмотра педагогами и родителями своих позиций, отказа от взаимных обвинений и стереотипов во взаимоотношениях, готовности слышать друг друга, договариваться, продуктивно взаимодействовать в интересах ребенка, а главное — учиться быть равноправными партнерами. Ключевая роль в становлении и развитии социального партнерства принадлежит детскому саду и педагогам.
Номер посвящен проблеме социального партнерства детского сада и семьи. Дается анализ состояния современной семьи и характеризуются тенденции взаимодействия детского сада с семьей в период их трансформации как социальных институтов. Раскрывается содержание понятия «социальное партнерство» и его значение для развития системы дошкольного образования. Обозначаются проблемы в организации социального партнерства детского сада и семьи, намечаются пути их решения. Описываются этапы и перспективы развития социального партнерства детского сада и семьи, способы и формы их взаимодействия как социальных партнеров. Осмысляется опыт и приводятся примеры социального партнерства детского сада и родителей в Германии.

Светлана Максимова, главный редактор

 

Полистать журнал

 

Содержание номера
"Детский сад: теория и практика" № 10/2013
"Социальное партнерство детского сада и семьи"

5   К читателям
6   Боровикова Л.В. Дошкольные образовательные организации и современная семья: тенденции взаимодействия
16   Рыбак Е.В. Реальность и перспективы развития социального партнерства в современном детском саду
24   Березина Т.А. Социальное партнерство дошкольного учреждения и семьи: проблемы и пути их решения
34   Майер А.А., Тимофеева Л.Л. Партнерство семьи и детского сада: новые горизонты
44   Нилова Т.М., Севастьянова Н.Ю., Шейко Н.Г. Родительский журфикс как средство согласования ценностно-смысловых позиций субъектов образовательного процесса
52   Маякупова А.В. Работа воспитателя по привлечению родителей к жизни детского сада
56   Новицкая В.А. Создание образовательного ресурса для осуществления интернет-взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи
66   Удова О.В., Крамник Л.М., Верзакова Г.И. Информационно-коммуникационные технологии в работе с родителями
74   Емченко С.А., Вестеровская Л.А. Информационно-просветительское сопровождение семьи в вопросах сохранения и поддержания здоровья дошкольника
78   Тимофеева Л.Л., Королева Н.И. Взаимодействие педагогов с семьями воспитанников в процессе формирования культуры безопасности у дошкольников
94   Кудрявцева Е.Л., Волкова Т.В. Пути культурно-социальной адаптации ребенка-билингва в этносоциальном тандеме семьи и детского сада
102   Корепанова И.А. Партнерство детского сада и родителей: опыт Германии