Сенсорное развитие ребенка, по Л.А. Венгеру, — это «развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т.п.». С чувственного восприятия окружающего мира начинается процесс его познания. Запоминание, мышление, воображение и другие формы познания основываются на образах восприятия и представляют собой результат их переработки. В отечественных исследованиях чувственное познание рассматривается как первая и важнейшая ступень познания, а сенсорное развитие — как «фундамент общего умственного развития ребенка» (Л.А. Венгер). Вот почему такое большое внимание в дошкольной практике традиционно уделялось сенсорному развитию детей, формированию и обогащению их сенсорного (чувственного) опыта. Однако в последние десятилетия ситуация изменилась. Задачи сенсорного развития детей, прежде всего старшего дошкольного возраста, перестали рассматриваться как приоритетные, отошли на второй план и зачастую решаются попутно в различных видах детской деятельности — познавательно-исследовательской, изобразительной, музыкальной, двигательной и др. Кроме того, дошкольники активно осваивают виртуальный мир и, погружаясь в него, действуют не с реальными, а мультимедийными объектами. Как следствие, при всем разнообразии окружающего мира, предметов и явлений, сенсорный опыт современных дошкольников все чаще оказывается ограниченным, а сам процесс его накопления — стихийным. Недостаточная развитость органов чувств, восприятия (перцепции) и обследовательских действий не позволяют детям качественно перерабатывать и присваивать чувственную информацию, а формальный характер знакомства с сенсорными эталонами, свойствами и качествами предметов — использовать эти знания в самостоятельной деятельности для решения практических задач. Все это оказывает негативное влияние на умственное развитие ребенка в целом. Номер посвящен проблеме сенсорного развития детей дошкольного возраста. Раскрывается содержание понятий «сенсорное развитие» и «сенсорное воспитание», описывается сенсорный опыт детей и его изменение на протяжении раннего и дошкольного детства. Осмысляются истоки отечественной теории сенсорного воспитания — педагогические идеи М.М. Манасеиной, обосновавшей важность воспитания ощущений для умственного развития ребенка. Поднимается проблема соотношения сенсорного и математического развития детей раннего и дошкольного возраста, в том числе смешения задач и средств сенсорного воспитания и математического образования детей. Раскрывается значение сенсорного развития ребенка как основы формирования представлений о величине, форме, пространственных и временных отношениях, описываются методические подходы к формированию математических представлений у детей на сенсорной основе. Прослеживается влияние сенсорного опыта ребенка на развитие его изобразительной деятельности, рассматриваются проблемы и возможные направления интеграции сенсорного и художественно-эстетического развития дошкольников, обоснованы содержательный и технологический уровень их интеграции. Представлен опыт использования методики М. Монтессори в российской образовательной практике, в частности, опыт формирования у детей дошкольного возраста сенсорной культуры в практических действиях. Описываются разнообразные средства, методы и приемы сенсорного развития детей. Приводятся примеры дидактических игр, наблюдений, опытов, проектов, нацеленных на развитие у детей дошкольного возраста органов чувств и восприятия, формирование сенсорных эталонов и обогащение сенсорного опыта. Светлана Максимова, главный редактор |
|||
|
Содержание номера
|
||
5 | К читателям | ||
6 | Чмелёва Е.В. Сенсорное воспитание в педагогической концепции М.М. Манасеиной | ||
16 | Габова М.А. Сенсорное развитие ребенка как основа формирования математических представлений | ||
30 | Хохрякова Ю.М. Всему свое время, или Проблема соотношения сенсорного и математического развития детей раннего и дошкольного возраста | ||
38 | Вербенец А.М. Интеграция сенсорного развития и художественно-эстетического образования дошкольников: проблемы и направления | ||
60 | Клюева Е.В. Природа как средство формирования у старших дошкольников представлений о сенсорных эталонах | ||
66 | Полякова А.А. Наблюдение и экспериментирование как методы сенсорного развития детей старшего дошкольного возраста | ||
74 | Богомолова М.И. Формирование у дошкольников сенсорной культуры в практических действиях | ||
82 | Ледовских Н.К. Развитие слуховой функции детей дошкольного возраста в дидактической игре | ||
90 | Абрамова Н.В. Развитие сенсорных способностей как основа формирования эстетического восприятия произведений музыкального искусства | ||
102 | Вронская И.В., Павшукова Т.Г. Использование игровых приемов сенсорного развития в обучении детей среднего дошкольного возраста лексике английского языка | ||
108 | Указатель статей, опубликованных в журнале «Детский сад: теория и практика» в 2013 году |