Интерактивные методы и технологии находят все более широкое применение в системе дошкольного образования. Интерактивность (от англ. interaction — «взаимодействие») — понятие, которое раскрывает характер и степень взаимодействия между объектами. Причем если раньше интерактивное взаимодействие осуществлялось в основном в диаде «педагог — ребенок», т.е. интерактивные методы и технологии использовались в работе с детьми, то сегодня они активно используются и в работе со взрослыми участниками образовательного процесса — педагогами и родителями. Рост интереса к этим методам и технологиям обусловлен глобальными изменениями в социуме и сознании людей, поиском новых подходов к организации обучения человека как субъекта собственной жизни и форм взаимодействия участников образовательного процесса. Интерактивное взаимодействие строится на диалоге и предполагает последовательный обмен информацией между его участниками, непосредственную межличностную коммуникацию партнеров по общению. Интерактивное взаимодействие — условие и средство освоения материала. При этом важен не столько результат, сколько сам процесс познания: самостоятельное построение знания, осмысление познаваемого, самоактуализация собственных возможностей и способностей в диалоге с равноправными субъектами образовательного процесса, в ходе которого происходит взаимное влияние людей или групп друг на друга. В номере раскрывается специфика активных и интерактивных методов обучения, разграничиваются эти понятия. Рассматриваются психолого-педагогические основы использования интерактивных форм и методов в работе со взрослыми. Большое внимание уделяется организации интерактивного взаимодействия педагогов и родителей в образовательном пространстве современного детского сада и готовности взрослых к такому взаимодействию. Демонстрируются возможности использования дискуссионных клубов и семейных гостиных как интерактивных форм обучения взрослых. Представлена технология французской педагогической мастерской, основанная на интерактивном взаимодействии ее участников в процессе диалога, смыслотворчества, саморефлексии. Анализируется опыт построения французской педагогической мастерской в российской системе дошкольного образования, даются рекомендации по использованию этой технологии в работе с педагогами и родителями. Результативность применения интерактивных методов и технологий во многом определяется способностью педагога создать атмосферу доверия, поддержки, сотрудничества, раскрыть потенциал каждого участника группы. Характеризуются личностные качества, профессиональные умения и навыки педагога (наставника, мастера, фасилитатора, тьютора), организующего интерактивное взаимодействие участников образовательного процесса. Представлен практикум развития фасилитативных способностей педагогов. Описываются технологии фасилитации взаимодействия семьи и детского сада, позволяющие включить родителей в интерактивное взаимодействие с педагогическим коллективом. Даются советы по организации интерактивного взаимодействия детского сада и семьи в сети Интернет. Предложены практические методы реализации проектно-исследовательской деятельности старших дошкольников, основанные на использовании интерактивных возможностей компьютерной техники и средств коммуникации. Осмысляется опыт использования интерактивных технологий Mimio, интерактивной системы голосования ActiVote и графических планшетов в образовательном процессе современного детского сада. Светлана Максимова, главный редактор |
|||
|
Содержание номера
|
||
5 | К читателям | ||
6 | Капустина Н.Г. Психологические основы использования интерактивных форм и методов обучения в работе со взрослыми | ||
14 | Боровикова Л.В. Интерактивная технология взаимодействия взрослых в современном образовательном пространстве | ||
22 | Майер А.А., Тимофеева Л.Л. Технологии фасилитации взаимодействия семьи и детского сада | ||
40 | Гогоберидзе А.Г., Киртянов П.И. Взаимодействие детского сада и семьи в сети Интернет: некоторые методические советы | ||
50 | Корешкова М.Н. Интерактивное педагогическое взаимодействие в проектной группе в рамках инновационной деятельности детского сада | ||
58 | Гонина О.О. Тренинг эмоциональной устойчивости педагогов дошкольных образовательных учреждений: теоретические и методологические основы | ||
68 | Вахрушева Л.Н. Характеристика экспериментирования как метода дошкольного образования | ||
78 | Маркина О.А. Методика использования интерактивных технологий в проектной деятельности старших дошкольников | ||
90 | Новицкая В.А., Новиков М.С. Использование интерактивных технологий Mimio в образовательной работе современного детского сада | ||
100 | Куликова Н.В., Кочкина Н.А. Использование интерактивной системы голосования ActiVote в образовательном процессе детского сада | ||
108 | Бутенко Н.В. Использование графического планшета как средства оптимизации процесса рисования в старшем дошкольном возрасте |