Детский сад теория и практика № 3/2014. Традиции детского сада

    Традиции являются неотъемлемой частью корпоративной культуры организации, важнейшим условием ее стабильного функционирования и развития. Дошкольные образовательные организации не исключение. Традиции аккумулируют и транслируют позитивный опыт жизнедеятельности организации, ее ценности и нормы, объединяют людей, стимулируют активность и профессиональный рост коллектива, повышают качество его работы.
    Традиции играют ключевую роль в создании устойчивого позитивного имиджа детского сада, придают ему организационную индивидуальность и самобытность. В каждом дошкольном учреждении складывается свой мир традиций. Чем он богаче и разнообразнее, тем ярче и содержательнее жизнь коллектива, эффективнее развивающее влияние традиций на детей, взрослых и детско-взрослое сообщество в целом.
    Номер посвящен традициям детского сада. Характеризуются основные функции и роль традиций в дошкольном образовании. Анализируется отношение педагогов и родителей дошкольников к традициям. Рассматриваются их содержание, развивающий потенциал и место в образовательном процессе детского сада. Большое внимание уделяется вопросам возрождения, наследования, формирования и развития традиций, их сопровождению и поддержке, условиям реализации.
    Обозначается круг традиций, которые существуют и активно поддерживаются в современных российских детских садах. Приводятся примеры устоявшихся и относительно новых традиций дошкольных образовательных учреждений. Описываются наиболее яркие из них, в том числе день рождения детского сада, именины группы, увлекательные выходные, создание визитной карточки и летописи группы, издание детского журнала, газеты для родителей и др.
    Представлен опыт использования литературного произведения — романа-сказки Н.Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей» — как основы для организации жизнедеятельности группы и разработки ее традиций.
    Рассматриваются возможности формирования групповых традиций в процессе и средствами дизайн-деятельности. В частности, традиций культурно-досуговой и творческо-продуктивной направленности: создание эмблемы, герба, символа группы, изготовление подарков для именинников и игрушек-сувениров для малышей, украшение предметов интерьера и оформление группы к праздничным датам, издание книг, буклетов, альбомов и т.п.
    Осмысляется опыт внедрения в практику работы детских садов традиций, разработанных авторским коллективом программы «Радуга». Анализируется роль «добрых групповых традиций» в создании эмоционально положительного микроклимата и формировании «комфортного развивающего сообщества сверстников». Приводится тематический план досуга общения «Сладкий вечер» для детей старшего дошкольного возраста, даются советы по организации групповой традиции еженедельного чаепития.
    Особое внимание уделяется рассмотрению содержания и условий реализации традиций межвозрастного общения детей и взрослых в образовательном пространстве детского сада, созданию традиций единой семьи.
    Описываются традиции взаимодействия детского сада с семьями воспитанников: традиции информационно-просветительского сопровождения и традиции организации культурного досуга.

    Светлана Максимова, главный редактор

     

    Полистать журнал

     

    Содержание номера
    "Детский сад: теория и практика" № 3/2014
    "Традиции детского сада"

    5   К читателям
    6   Бабаева Т.И., Николаева А.Г. Развивающий потенциал традиций межвозрастного общения детей и взрослых в детском саду
    14   Капустина Н.Г., Волкова В.В., Литвинова Т.С. Психологический смысл традиций
    22   Лыкова И.А. Крылатые традиции встречи весны
    38   Столярова Ж.Ю. Формирование и развитие новых традиций дошкольной образовательной организации
    44   Козлова Г.И., Иванова Е.В. День рождения детского сада — любимый праздник детворы
    52   Гильманова Л.В., Чепикова Э.А., Исмаилова Н.М. Традиции взаимодействия детского сада и семьи
    58   Вербенец А.М., Базикало С.В., Игнатенко Е.Е. Формирование групповых традиций в старшем дошкольном возрасте в процессе дизайн-деятельности
    70   Шерстобитова Л.С. Традиция создания визитной карточки группы
    78   Веселова Е.Б. Книга добрых дел
    86   Клековкина А.М. Литературное произведение как основа для формирования традиций группы
    96   Васильева Н.Б. Традиции детского сада в ознакомлении дошкольников с творчеством поэтов
    100    Богданова И.В., Данько Л.В., Замашкина Н.В.Традиции группы и их роль в позитивной социализации ребенка-дошкольника
    108   Аверьянова О.В. Групповая традиция «Сладкий вечер»

    © Эдисьон Пресс 2019