![]() В последние годы резко вырос интерес исследователей к проблеме практического интеллекта и его частным проявлениям — социальному и эмоциональному интеллекту, которые признаются не только залогом успешной социализации личности, но и ее жизненного успеха. Человек с развитым социальным и эмоциональным интеллектом более успешен в общении, игре, учебе, творчестве, профессии. Он умеет радоваться жизни, открыт миру и внутренне свободен. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ориентирует педагогов на создание условий развития ребенка, «открывающих возможности для его позитивной социализации». Ставятся новые для практики дошкольного образования задачи развития у детей социального и эмоционального интеллекта. Номер посвящен феномену эмоционального интеллекта дошкольника. Рассматриваются различные подходы к пониманию сущности и определению понятия «эмоциональный интеллект» в отечественной и зарубежной науке. Раскрывается роль эмоционального интеллекта в становлении и гармонизации личности ребенка-дошкольника, его позитивной социализации. Уточняется специфика проявления эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста, обозначаются пути и средства его развития. Подчеркивается взаимосвязь эстетических чувств и эмоционального интеллекта личности; представлена классификация эстетических чувств, осмысляется их влияние на развитие у дошкольников эмоционального интеллекта. Особое внимание уделяется чувству юмора. Юмор рассматривается как средство эмоциональной саморегуляции, а радость жизни — как индикатор гармонии мировосприятия. Описываются особенности детского юмора, показано значение детского фольклора и литературы для развития чувства юмора у детей дошкольного возраста. Большое внимание уделяется возможностям искусства (музыки, детской художественной литературы и др.) в развитии эмоционального интеллекта ребенка-дошкольника. Представлен опыт формирования эмоционально-интеллектуальной сферы детей в процессе раннего обучения хореографии и вокалу на основе принципа импровизации. Анализируется практика использования арт-методов, в частности метода песочного рисования «Sand-Art», в работе по развитию эмоционального интеллекта и профилактике эмоционального неблагополучия дошкольников. Раскрываются условия развития эмоционального интеллекта детей в рамках технологии проблемного обучения; описываются особенности использования проблемных ситуаций как средства развития эмоционального интеллекта дошкольников, выделяются их типы и способы создания. Представлена диагностическая модель для изучения эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста, разработанная с учетом онтогенетических тенденций эмоционального развития и требований Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Светлана Максимова, главный редактор |
|||
![]()
|
Содержание номера
|
||
5 | К читателям | ||
6 | Афонькина Ю.А. Диагностика эмоционального интеллекта у дошкольников | ||
18 | Яфальян А.Ф. Влияние эстетических чувств на развитие у ребенка эмоционального интеллекта: теоретический аспект | ||
30 | Лыкова И.А., Лыскова И.В. «Поделись улыбкою своей…»: радость жизни и чувство юмора | ||
46 | Нефёдова Л.К., Новикова Е.Б. Импровизация в развитии детского эмоционального интеллекта | ||
58 | Зубачевская Н.А. Развитие эмоционального интеллекта средствами музыки | ||
66 | Долженко Л.В. Объективация эмоций детей-персонажей в детской художественной литературе: познавательный аспект | ||
76 | Тупичкина Е.А. Рисование песком как средство развития эмоционального интеллекта и профилактики эмоционального неблагополучия дошкольников | ||
86 | Семенака С.И. Использование проблемных ситуаций в развитии эмоционального интеллекта дошкольника | ||
96 | Худик В.А., Тельнюк И.В. Роль эмоций в социализации личности старшего дошкольника | ||
104 | Атарова А.Н. Эмоциональный компонент в структуре самостоятельности старших дошкольников: изучение и развитие |