![]() Новые нормативные документы, регламентирующие деятельность дошкольных образовательных организаций, актуализировали внимание специалистов и педагогов-практиков к детскому сообществу и совместной деятельности детей дошкольного возраста. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ориентирует педагогов на увеличение доли совместной деятельности детей в образовательном процессе детского сада, ставит задачи развития общения и взаимодействия ребенка со сверстниками, формирования у дошкольников готовности к совместной деятельности, уважительного отношения и чувства принадлежности к детскому сообществу. Номер посвящен совместной деятельности детей дошкольного возраста. Большое внимание уделяется сотрудничеству дошкольников, которое понимается как тип взаимодействия в совместной деятельности. Раскрываются значимость детского сообщества и совместной деятельности детей для позитивной социализации и личностного развития ребенка-дошкольника. Рассматриваются вопросы готовности педагогов дошкольного образования к организации совместной деятельности детей на разных этапах дошкольного детства, ее поддержке и развитию. Характеризуются объединения современных дошкольников и особенности их совместной деятельности. Описывается специфика взаимодействия и сотрудничества дошкольников со сверстниками, малышами и старшими детьми. Освещается проблема взаимодействия и сотрудничества мальчиков и девочек в группе детского сада в период половой идентификации. Выделяются психолого-педагогические основы преодоления разобщенности дошкольников разного пола, даются рекомендации по развитию полоролевого взаимодействия и сотрудничества детей на основе принципа взаимодополнения. Рассматриваются пути и средства сплочения детской группы, в том числе значение этикета в построении доброжелательно-уважительных отношений в детском коллективе. Обозначаются методы и педагогические технологии развития взаимодействия и сотрудничества детей дошкольного возраста в совместной деятельности. Приводятся примеры игр, образовательных ситуаций и проектов, направленных на их развитие. Описываются простые и эффективные формы организации совместной деятельности детей в дошкольном образовательном учреждении. Особое внимание уделяется вопросам организации и развития межвозрастного взаимодействия детей в условиях совместной деятельности и ее общественной мотивации. Представлены результаты опытно-экспериментальной работы по развитию начал социальной активности старших дошкольников в пространстве детского сада. Рассматриваются педагогические условия и формы организации совместной социально-направленной деятельности старших дошкольников в общении и взаимодействии с детьми младшего возраста, взрослыми и сверстниками. Осмысляется опыт использования и педагогический потенциал инновационных форм организации совместной деятельности детей дошкольного возраста, в том числе клуба по интересам. Описывается разнообразие клубов по интересам в старших группах детского сада, даются рекомендации по их организации. Светлана Максимова, главный редактор |
|||
![]()
|
Содержание номера
|
||
5 | К читателям | ||
6 | Римашевская Л.С. Сотрудничество и его своеобразие у детей дошкольного возраста | ||
14 | Кудрявцева Е.А. Особенности развития детского сотрудничества в старшем дошкольном возрасте | ||
20 | Ледовских Н.К. Сотрудничество дошкольников разного пола как фактор сплочения детской группы | ||
28 | Курочкина И.Н. Этикет в развитии детского коллектива | ||
34 | Бабаева Т.И., Николаева А.Г. Организация социально-направленной деятельности старших дошкольников в детском саду | ||
46 | Белькова А.Н., Рындина А.Г. Совместная деятельность старших дошкольников в проектах художественно-эстетической направленности | ||
56 | Поздеева С.И., Колчина С.Г. Содержание и формы организации совместной взросло-детской и детской деятельности при подготовке ребенка к школе | ||
66 | Титова Н.И. Роль социо-игровой педагогики в развитии взаимоотношений детей дошкольного возраста | ||
74 | Шалова С.Ю. Сюжетно-ролевая игра как средство развития у дошкольников навыков взаимодействия со сверстниками | ||
86 | Протасова Е.Ю. Совместная речевая игра детей и взрослого | ||
94 | Ивченко Т.А., Белова Н.Н., Димант Т.Ю. Клуб по интересам как форма организации совместной деятельности детей в старших группах детского сада | ||
106 | Колисниченко Т.Н., Муратова А.А. Развитие взаимодействия и сотрудничества дошкольников в процессе экскурсионной деятельности |