Детский сад теория и практика № 5/2014. Совместная деятельность детей дошкольного возраста

Печать
Сообщество сверстников — благоприятная среда для развития ребенка. В детской группе создаются уникальные условия для позитивной социализации дошкольника, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со сверстниками в разных видах деятельности.
Новые нормативные документы, регламентирующие деятельность дошкольных образовательных организаций, актуализировали внимание специалистов и педагогов-практиков к детскому сообществу и совместной деятельности детей дошкольного возраста. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ориентирует педагогов на увеличение доли совместной деятельности детей в образовательном процессе детского сада, ставит задачи развития общения и взаимодействия ребенка со сверстниками, формирования у дошкольников готовности к совместной деятельности, уважительного отношения и чувства принадлежности к детскому сообществу.
Номер посвящен совместной деятельности детей дошкольного возраста. Большое внимание уделяется сотрудничеству дошкольников, которое понимается как тип взаимодействия в совместной деятельности. Раскрываются значимость детского сообщества и совместной деятельности детей для позитивной социализации и личностного развития ребенка-дошкольника. Рассматриваются вопросы готовности педагогов дошкольного образования к организации совместной деятельности детей на разных этапах дошкольного детства, ее поддержке и развитию.
Характеризуются объединения современных дошкольников и особенности их совместной деятельности. Описывается специфика взаимодействия и сотрудничества дошкольников со сверстниками, малышами и старшими детьми. Освещается проблема взаимодействия и сотрудничества мальчиков и девочек в группе детского сада в период половой идентификации. Выделяются психолого-педагогические основы преодоления разобщенности дошкольников разного пола, даются рекомендации по развитию полоролевого взаимодействия и сотрудничества детей на основе принципа взаимодополнения.
Рассматриваются пути и средства сплочения детской группы, в том числе значение этикета в построении доброжелательно-уважительных отношений в детском коллективе. Обозначаются методы и педагогические технологии развития взаимодействия и сотрудничества детей дошкольного возраста в совместной деятельности. Приводятся примеры игр, образовательных ситуаций и проектов, направленных на их развитие. Описываются простые и эффективные формы организации совместной деятельности детей в дошкольном образовательном учреждении.
Особое внимание уделяется вопросам организации и развития межвозрастного взаимодействия детей в условиях совместной деятельности и ее общественной мотивации. Представлены результаты опытно-экспериментальной работы по развитию начал социальной активности старших дошкольников в пространстве детского сада. Рассматриваются педагогические условия и формы организации совместной социально-направленной деятельности старших дошкольников в общении и взаимодействии с детьми младшего возраста, взрослыми и сверстниками.
Осмысляется опыт использования и педагогический потенциал инновационных форм организации совместной деятельности детей дошкольного возраста, в том числе клуба по интересам. Описывается разнообразие клубов по интересам в старших группах детского сада, даются рекомендации по их организации.

Светлана Максимова, главный редактор

 

Полистать журнал

 

Содержание номера
"Детский сад: теория и практика" № 5/2014
"Совместная деятельность детей дошкольного возраста"

5   К читателям
6   Римашевская Л.С. Сотрудничество и его своеобразие у детей дошкольного возраста
14   Кудрявцева Е.А. Особенности развития детского сотрудничества в старшем дошкольном возрасте
20   Ледовских Н.К. Сотрудничество дошкольников разного пола как фактор сплочения детской группы
28   Курочкина И.Н. Этикет в развитии детского коллектива
34   Бабаева Т.И., Николаева А.Г. Организация социально-направленной деятельности старших дошкольников в детском саду
46   Белькова А.Н., Рындина А.Г. Совместная деятельность старших дошкольников в проектах художественно-эстетической направленности
56   Поздеева С.И., Колчина С.Г. Содержание и формы организации совместной взросло-детской и детской деятельности при подготовке ребенка к школе
66   Титова Н.И. Роль социо-игровой педагогики в развитии взаимоотношений детей дошкольного возраста
74   Шалова С.Ю. Сюжетно-ролевая игра как средство развития у дошкольников навыков взаимодействия со сверстниками
86   Протасова Е.Ю. Совместная речевая игра детей и взрослого
94   Ивченко Т.А., Белова Н.Н., Димант Т.Ю. Клуб по интересам как форма организации совместной деятельности детей в старших группах детского сада
106   Колисниченко Т.Н., Муратова А.А. Развитие взаимодействия и сотрудничества дошкольников в процессе экскурсионной деятельности