Детский сад теория и практика № 6/2014. Формирование предпосылок учебной деятельности у дошкольников

    Подготовка ребенка к школе традиционно была и остается одной из важнейших функций детского сада, однако подходы к работе по подготовке детей к школьному обучению, ее специфика, содержание и формы организации переосмысляются в соответствии с новыми условиями и нормативными документами. Вступившие в действие Федеральные государственные образовательные стандарты обеспечивают преемственность образовательных программ разных уровней общего образования. Основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования выступают целевые ориентиры дошкольного образования, предполагающие формирование у детей дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности на этапе завершения дошкольного образования. Педагоги ориентируются не на подготовку ребенка к будущим социальным функциям и развитие базовых школьных навыков, а на необходимость сохранения уникальности и самоценности дошкольного детства как периода жизни, «значимого самого по себе, без всяких условий», и формирование предпосылок учебной деятельности в специфических для детей данной возрастной группы формах, прежде всего в форме игры, познавательной, исследовательской деятельности и творческой активности. Для успешного вхождения в школьную жизнь, освоения и осуществления учебной деятельности, ребенку нужны не столько навыки чтения, письма и счета, сколько готовность принять новую социальную роль, внутренняя позиция школьника, желание и умение учиться.
    Номер посвящен проблеме формирования предпосылок учебной деятельности у детей дошкольного возраста. Характеризуются специфика и структурные компоненты учебной деятельности, особенности становления ребенка как субъекта этой деятельности.
    Раскрывается содержание понятия «предпосылки учебной деятельности», рассматриваются возможности, психолого-педагогические условия и приемы формирования компонентов учебной деятельности у детей дошкольного возраста. Приводится дидактическое обоснование построения системы работы, обеспечивающей постепенное перерастание игровой деятельности в учебную на дошкольном этапе обучения ребенка.
    Большое внимание уделяется формированию мотивационной готовности детей к обучению в школе и внутренней позиции школьника. Описываются методики диагностики мотивационной готовности детей к школьному обучению. Даются практические рекомендации воспитателям по развитию у дошкольников мотивов учения как основы формирования предпосылок учебной деятельности и внутренней позиции школьника.
    Рассматриваются подходы к проектированию индивидуальных траекторий формирования предпосылок учебной деятельности у старших дошкольников, приводятся примеры определения актуальных образовательных задач по результатам диагностики.
    Раскрываются особенности формирования предпосылок учебной деятельности в процессе предшкольной подготовки, представлен опыт проектирования и реализации программ предшкольной подготовки «Скоро в школу» и «Мой мир» для детей, посещающих и не посещающих дошкольные учреждения.
    Затрагиваются проблемы готовности детей к обучению в школе и преемственности дошкольного и начального общего образования. Приводятся результаты исследования, дающие основание говорить о сходстве и различиях оценки качеств ребенка, готового, по мнению воспитателей детского сада и учителей начальной школы, к систематическому обучению, а следовательно, и разнице подходов педагогов разных уровней образования к вопросу готовности детей к школьному обучению и организации предшкольной подготовки.

    Светлана Максимова, главный редактор

     

    Полистать журнал

     

    Содержание номера
    "Детский сад: теория и практика" № 6/2014
    "Формирование предпосылок учебной деятельности у дошкольников"

    5   К читателям
    6   Степанова М.И., Лашнева И.П., Сазанюк З.И. «Школьная зрелость» как важная предпосылка учебной деятельности
    14   Васильева Н.Л. Психологическая готовность к школе глазами педагогов
    20   Тимофеева Л.Л. Проблема формирования предпосылок учебной деятельности у детей дошкольного возраста
    30   Белошистая А.В. К вопросу о возможности формирования компонентов учебной деятельности у дошкольника
    44   Михайлова З.А., Борисенкова Е.Ю. Становление и развитие у детей дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности
    52   Полякова М.Н., Синицына Е.А. Определение индивидуальных траекторий формирования предпосылок учебной деятельности у старших дошкольников
    62   Колупаева Н.И., Ильина Е.С. Условия формирования мотивационной готовности старших дошкольников к обучению в школе
    74   Тавстуха О.Г., Муратова А.А., Колисниченко Т.Н. Формирование предпосылок учебной деятельности в процессе предшкольной подготовки
    80   Никитина Л.А. Условия формирования учебно-игровой деятельности детей пяти-шести лет в предшкольной подготовке
    86   Ружникова И.Г. Развитие крупной и мелкой моторики в процессе подготовки детей к обучению в школе
    94   Левшина Н.И., Градусова Л.В. Формирование коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста в игровой деятельности
    104   Афонькина Ю.А. Технология развития саморегуляции процессов памяти у старших дошкольников

    Индекс цитирования 

     

    Рейтинг@Mail.ru

    Контакты

         

    +7 926 812 0370