Воспитатель — ключевая фигура в детском саду, от его личностных и профессиональных качеств зависят эмоциональное благополучие каждого ребенка, результативность воспитательно-образовательного процесса и качество дошкольного образования в целом. Номер посвящен воспитателю детского сада и слагаемым его профессионального успеха. Исследуются истоки профессии воспитатель детского сада, приводятся обобщенные портреты-идеалы воспитателя в педагогических системах Ф. Фребеля и М. Монтессори. Рассматриваются требования к современному воспитателю детского сада с позиции разных участников образовательного процесса. Представлен собирательный образ воспитателя, отражающий общие тенденции в восприятии и ожиданиях детей дошкольного возраста. Поднимается проблема соответствия требований нормативно-правовых документов и родителей видению воспитателя ребенком. Воспитателям предложены ориентиры для самоанализа личностных и профессиональных качеств с учетом потребностей современного дошкольника. Освещаются вопросы становления, профессионального роста, развития и саморазвития воспитателя. Ключевое внимание уделяется «взращиванию» успешного педагога в условиях детского сада и раскрытию таланта воспитателя. Осмысляется роль руководителя дошкольной образовательной организации в формировании и развитии профессиональных компетенций воспитателя, создании условий для его самореализации и достижения профессионального успеха. Раскрываются возможности профессионального сотрудничества в повышении качества деятельности воспитателя. Выделяются основные трудности при реализации эффективного профессионального сотрудничества в педагогическом коллективе, намечаются пути их решения. Анализируется потенциал конкурсного движения в профессиональном развитии педагогов и педагогических коллективов, отмечается роль профессиональных конкурсов в раскрытии профессиональных возможностей воспитателей, повышении их профессионального мастерства, авторитета и социального статуса профессии в целом. Обобщается опыт Челябинской области в проведении конкурса «Педагог года в дошкольном образовании», приводятся пожелания и рекомендации конкурсантов будущим участникам конкурсов. Подчеркивается важность формирования готовности будущих воспитателей к профессиональному саморазвитию и проектированию своего профессионального успеха, представлено содержание курса «Основы саморазвития личности». Большое внимание уделяется поиску путей совершенствования условий труда и здоровьесберегающему аспекту профессиональной деятельности воспитателя детского сада. Рассматривается понятие «профессиональное здоровье», выделяются условия сохранения и укрепления профессионального здоровья педагогов дошкольных образовательных учреждений. Обозначается проблема эмоционального выгорания воспитателей, предлагаются меры по профилактике развития данной деформации личности. Светлана Максимова, главный редактор |
|||
|
Содержание номера
|
||
5 | К читателям | ||
6 | Полякова М.Н., Сомкова О.Н. Современный воспитатель: ожидания и реалии | ||
18 | Разина Л.С. Воспитательные идеалы педагогов дошкольного образования | ||
26 | Гущина Н.А. Ценностный потенциал готовности педагога к позитивному взаимодействию с ребенком | ||
32 | Ничипоренко Л.К. Образ воспитателя в ретроспективе педагогических систем Фридриха Фребеля и Марии Монтессори | ||
42 | Яруллина Е.Х. Слагаемые профессионального успеха | ||
52 | Новиков М.С. Профессиональное сотрудничество педагога дошкольной образовательной организации | ||
60 | Багаутдинова С.Ф., Левшина Н.И. Конкурс «Педагог года в дошкольном образовании»: взгляд изнутри | ||
68 | Клюева Е.В., Краснова Е.Д. Развитие методологической культуры педагогов в процессе инновационной деятельности | ||
72 | Коротаева Е.В. Научно-методическое сопровождение педагогов в реализации программы «Грани Урала» | ||
82 | Капустина Н.Г. Курс «Основы саморазвития личности» как фактор формирования готовности будущих воспитателей к профессиональному саморазвитию | ||
92 | Губанихина Е.В. Здоровьесберегающий аспект профессиональной деятельности воспитателя детского сада | ||
98 | Гонина О.О. Проявление синдрома эмоционального выгорания у педагогов с разным социометрическим статусом в коллективе | ||
106 | Мальцева М.В. Профилактика эмоционального выгорания педагогов детского сада средствами изобразительного творчества |