Детский сад теория и практика № 12/2014. Формирование образа семьи у дошкольников

    Семья — фундаментальное онтологическое основание нормального развития и полноценной жизни ребенка, основа его безопасности и благополучия. В семье ребенок обретает базисное доверие к людям, к миру, уверенность в своих силах, учится любить, понимать, проявлять внимание и заботу, быть полезным и ответственным. Между тем институт семьи оказался в эпицентре противоречий современного общества. Происходит деформация семьи, ее ценностей, структуры и даже форм. Стерт и практически утрачен идеал семьи. Укрепление института семьи, формирование у подрастающего поколения семейных ценностей — один из приоритетов российского общества и системы образования. Номер посвящен проблеме формирования образа семьи у детей дошкольного возраста. Складывающийся в сознании ребенка образ семьи является прообразом самого себя как человека, стиля и отношения к жизни. По сути, этот образ является ключевым в картине мира дошкольника. Формируя образ семьи, мы помогаем ребенку создать проект его будущей жизни. Дается определение семьи, описываются основные подходы к осмыслению роли, значения и перспектив развития семьи как социального института, раскрывается его значение для ребенкадошкольника. Характеризуются особенности и динамика образа семьи у детей дошкольного возраста. Особое внимание уделяется представлениям дошкольников о семье и семейных ролях родителей. Показано отражение ценностей родительства и родства в сюжетно-ролевых играх детей. Рассматриваются теоретические и практические аспекты формирования образа семьи у детей дошкольного возраста, выделяются проблемы его формирования у современных дошкольников. Осмысляется специ фика работы по формированию образа семьи у детей в условиях детского сада на современном этапе. Подчеркивается острая необходимость взаимодействия и сотрудничества педагогического коллектива и родителей воспитанников в рамках данного направления работы. Предлагается модель семьи, разработанная для дошкольников. Определяются содержание и формы взаимодействия педагогов и родителей в обогащении представлений детей разного возраста о семье как социальном институте. Раскрывается педагогический потенциал материнского фольклора и традиционной игрушки в формировании образа идеальной семьи в картине мира современного дошкольника. Рассматриваются вопросы воспитания у детей дошкольного возраста любви и привязанности к своей семье. Показано многообразие семейных традиций, уточняется их влияние на создание образа семьи у детей. Представлена методика формирования образа семьи у ребенка-дошкольника в условиях освоения семейных традиций. Раскрываются формы взаимодействия детского сада и семьи в приобщении детей дошкольного возраста к семейным ценностям и традициям. Описывается опыт организации мини-музея семейных реликвий. Даются рекомендации по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с историей своей семьи.

    Светлана Максимова, главный редактор

     

    Полистать журнал

     

    Содержание номера
    "Детский сад: теория и практика" № 12/2014
    "Формирование образа семьи у дошкольников"

    5   К читателям
    6   Милева Е.К. Формирование у дошкольников образа семьи в условиях детского сада на современном этапе
    20   Березина Т.А. Особенности формирования образа семьи у современных дошкольников
    30   Кузьмишина Т.Л. Представления дошкольников о семейных ролях родителей
    38   Мищенко О.П. Семья как фактор гендерного развития старшего дошкольника
    46   Каратаева Н.А. Семейные ценности в зеркале сюжетно-ролевой игры современных дошкольников
    56   Теплова А.Б. Формирование образа семьи у детей раннего возраста средствами материнского фольклора
    66   Яфальян А.Ф. Создание образа семьи в условиях освоения традиций
    78   Градусова Л.В., Баталова И.Н. Взаимодействие детского сада с семьей в приобщении дошкольников к семейным традициям
    84   Елисеева Ф.И. Использование мини-музеев в работе по приобщению молодых родителей к семейным ценностям
    90   Кукушкина С.С., Рычагова Е.С. Вместе читаем, обсуждаем, играем
    100   Амбеталь А.В. Приобщение детей к семейным ценностям в ходе раннего иноязычного образования
    106   Указатель статей, опубликованных в журнале «Детский сад: теория и практика» в 2014 году

    © Эдисьон Пресс 2019