Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ориентирует педагогов на реализацию содержания образовательной программы в специфических для детей данной возрастной группы видах деятельности. Номер посвящен деятельности детей дошкольного возраста, вопросам ее организации и поддержки. Рассматриваются роль и место детской деятельности в образовательном процессе дошкольной образовательной организации, выделяются ее основные виды и формы организации. Очерчен круг наиболее популярных в детском саду видов детской деятельности. Особо отмечается, какие виды деятельности возникают по инициативе дошкольников, а какие организуются воспитателями. Обозначаются проблемы организации деятельности детей в современном детском саду. Характеризуются различные подходы к организации детской деятельности, сложившиеся в истории и теории дошкольного образования. Ключевое внимание уделяется поиску путей реализации активности личности в образовательном процессе детского сада. Выделяются условия становления ребенка как субъекта доступных ему видов детской деятельности. Анализируются возможности активизирующей предметно-пространственной среды в развитии деятельности детей в дошкольной образовательной организации. Описывается позитивный педагогический опыт организации пространства жизнедеятельности дошкольников, определены требования к организации центров активности, стимулирующих развитие ребенка как субъекта деятельности. Освещаются вопросы планирования организованных видов детской деятельности. Выделены структурные компоненты планирования, показана связь этапов планирования детской деятельности с характеристиками субъектности ребенка. В помощь воспитателям предложена матрица планирования организованных видов детской деятельности, даны комментарии и пояснения к ее заполнению. Большое внимание уделяется предпочитаемым детьми видам деятельности. Анализируются актуальные междисциплинарные аспекты детской игры. Она осмысляется не только как деятельность, но и форма бытия в современном мире. Отмечается непреходящее значение игры для развития ребенка-дошкольника и конструирования новых форм бытия со взрослыми. Рассматриваются различные варианты существования игры в образовательном пространстве детского сада, а также изменения в проектировании и организации сюжетно-ролевой игры, обусловленные изменением мира дошкольного детства. Описывается методика опосредованного руководства творческими сюжетно-ролевыми играми детей в системе развивающего образования. Показана роль художественно-эстетической деятельности в становлении культуры, появлении искусства и развитии ребенка дошкольного возраста. Представлены научная стратегия и педагогическая модель проектирования художественной деятельности в дошкольной образовательной организации. Обозначено место художественного творчества в ансамбле видов детской деятельности и культурных практик. Светлана Максимова, главный редактор |
|||
|
Содержание номера
|
||
5 | К читателям | ||
6 | Гогоберидзе А.Г., Атарова А.Н. Детские инициативы и деятельность для детей: проблемы и противоречия | ||
16 | Тимофеева Л.Л. Проблема формирования субъектности в дошкольном образовании | ||
24 | Щетинина А.М. Условия освоения ребенком позиции субъекта деятельности | ||
32 | Масленникова Т.В., Колупаева Н.И. Планирование организованных видов деятельности | ||
42 | Муратова А.А. Организация предметно-пространственной среды как условие развития деятельности дошкольника | ||
46 | Гусева Ю.Е. Гендерно-маркированная деятельность ребенка в дошкольных образовательных организациях | ||
56 | Боровикова Л.В. Актуальные аспекты детской игровой деятельности | ||
62 | Солнцева О.В. Проектирование сюжетно-ролевой игры в образовательном пространстве детского сада | ||
72 | Стрекаловская М.М. Развитие игр дошкольников в системе развивающего образования | ||
80 | Майданкина Н.Ю., Михайлова Е.Н., Верещагина Н.Н. Детская деятельность как фактор освоения социального мира в условиях дошкольной организации | ||
88 | Лыкова И.А. Художественно-эстетическая деятельность: рождение Культуры, Искусства и Человека | ||
104 | Вронская И.В. Использование различных видов детской деятельности в обучении иностранному языку детей старшего дошкольного возраста |