Детский сад теория и практика № 2/2015. Индивидуализация образовательного процесса в детском саду

    Индивидуализация образования — одна из ведущих тенденций развития российского образования. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ориентирует педагогов на индивидуализацию развития ребенка: поддержку его индивидуальности и инициативы, проектирование образовательной траектории и профессиональную коррекцию особенностей развития. При этом речь идет не о классическом индивидуальном подходе, а об особой стратегии организации жизнедеятельности ребенка в группе детского сада — индивидуализации дошкольного образования, которая понимается как «построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования».
    Номер посвящен проблеме индивидуализации образовательного процесса в детском саду. Раскрывается содержание и соотношение понятий «индивидуальность», «индивидуализация», «индивидуально-дифференцированный подход». Рассматриваются суть и специфика реализации принципа индивидуализации дошкольного образования в современных условиях. Подчеркивается острота проблемы, обозначаются трудности и противоречия в реализации принципа индивидуализации в практике дошкольного образования.
    Большое внимание уделяется выявлению и поддержке индивидуальности ребенка, сопровождению его уникальности, формированию субъектных проявлений и позиции «Я».
    Выделяются основания для проектирования индивидуально-дифференцированного подхода к развитию детей и направления поддержки детской индивидуальности. Даются рекомендации по разработке индивидуального образовательного маршрута ребенка, представлены его примерная структура и содержание.
    Рассматриваются вопросы проектирования педагогической диагностики индивидуального развития детей, в том числе подходы к определению критериальной базы педагогической диагностики и построению системы индикаторов, отражающих индивидуальный путь развития ребенка. Анализируются возможности портфолио и дневника развития ребенка как формы мониторинга индивидуальных достижений воспитанников.
    Отмечается важность развития субъектности ребенка, поддержки его интересов, предпочтений, активности, инициативы и творчества в контексте индивидуализации дошкольного образования. Описывается опыт организации в детском саду Дня выбора. Актуализируется проблема формирования у дошкольников культуры выбора образовательных предложений.
    Раскрывается потенциал индивидуализации в развитии и самовыражении детей дошкольного возраста. Освещаются теоретические и практические аспекты социализации-индивидуализации. Представлены оригинальная концепция развития социально-адаптивной индивидуальности ребенка и модель социализации-индивидуализации детей в процессе самовыражения.

    Светлана Максимова, главный редактор

     

    Полистать журнал

     

    Содержание номера
    "Детский сад: теория и практика" № 2/2015
    "Индивидуализация образовательного процесса в детском саду"

    5   К читателям
    6   Каратаева Н.А. Индивидуальный подход в обучении дошкольников: проблемы и перспективы
    16   Лебедева С.А. Индивидуализация развития дошкольников
    20   Трубайчук Л.В. Реализация принципа индивидуализации в практике дошкольного образования
    28   Вербенец А.М., Базикало С.В., Игнатенко Е.Е. Проблемы и возможности индивидуально-дифференцированного подхода к художественно-эстетическому развитию дошкольников
    46   Бутенко Н.В. Проектирование индивидуальных маршрутов для детей старшего дошкольного возраста по теме «Творчество мастеров Урала»
    54   Езопова С.А., Солнцева О.В. Проектирование педагогической диагностики индивидуального развития детей
    68   Щетинина А.М. Психолого-педагогическая концепция развития социально-адаптивной индивидуальности ребенка
    80   Яфальян А.Ф. Социализация-индивидуализация детей в процессе самовыражения
    92   Арушанова А.Г., Коренблит С.С., Рычагова Е.С. Индивидуализация воспитания языковой личности дошкольника
    98   Удова О.В., Верзакова Г.И., Кудряшова Н.А. День выбора в детском саду
    106   Гусева Ю.Е. Особенности включения в образовательный процесс детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности в среде Монтессори

    © Эдисьон Пресс 2019