![]() Номер посвящен проблемам приобщения детей дошкольного возраста к художественной литературе и чтению. Представлен обзор современной детской литературы как необходимого компонента круга чтения дошкольника. Рассматриваются ее особенности: круг авторов, проблемно-тематическое содержание, поэтика и некоторые методические аспекты организации чтения. Обозначаются актуальные проблемы детского чтения и литературного развития детей дошкольного возраста. Раскрывается специфика литературного образования дошкольников на разных ступенях литературного развития. Большое внимание уделяется формированию у детей дошкольного возраста интереса к чтению и любви к литературе как «стартовой площадке начального литературного образования» (В.А. Левин), умению педагога увлечь чтением и «влюбить» ребенка в литературу. Чтение рассматривается как общение ребенка с читающим взрослым, автором, художником, книгой. Подчеркивается притягательность для дошкольника процесса или ритуала чтения, отмечается его роль в развитии у ребенка умения наслаждаться литературой, переживать радость и счастье чтения. Предложена методика организации литературного слушания как совместной деятельности взрослого и дошкольника, позволяющая организовать процесс чтения-общения. Ведется поиск новых форм работы с художественной литературой и книгой в образовательном пространстве детского сада. Описывается опыт проведения творческих недель, посвященных творчеству детских писателей и поэтов, основным жанрам и темам детской литературы. Раскрывается роль культурно-образовательных проектов в формировании основ читательской культуры у дошкольников и активизации семейного чтения. Представлен проект «Моя первая домашняя библиотека». Прослеживается история возникновения и развития традиции дарения книг, отмечается ее потенциал в развитии ребенка как читателя. Даются рекомендации по подготовке книги-подарка для дошкольника. Приводятся описания проектов и социальных акций, направленных на ознакомление детей с традицией и формирование опыта дарения книг. Детская книга рассматривается как предмет культуры, раскрывается ее полихудожественная природа. Предлагаются варианты занятий по ознакомлению детей дошкольного возраста с искусством книги. Особое внимание уделяется детской рукотворной книге, подчеркивается ее значимость в работе по формированию основ читательской культуры у дошкольников, описываются формы организации деятельности детей по созданию рукотворных книжек. Осмысляется японский опыт приобщения детей дошкольного возраста к книге и чтению. Приводятся примеры организации работы с книжкой-картинкой в японском детском саду. Светлана Максимова, главный редактор |
|||
![]()
|
Содержание номера
|
||
5 | К читателям | ||
6 | Долженко Л.В. Современная детская литература как компонент круга чтения дошкольников | ||
20 | Левин В.А. Педагогическая загадка Чуковского и НЛО: заметки детского писателя и любителя детской литературы | ||
32 | Бизикова О.А. Воспитание будущего читателя | ||
38 | Поздеева С.И. Обучение литературному слушанию старших дошкольников как будущих читателей | ||
44 | Лыкова И.А. Маленькое окно в большой мир, или Детская книга как предмет культуры | ||
62 | Максимова С.И. Книга как подарок детям: приобщение дошкольников к традиции дарения книг | ||
80 | Безбородова М.Е., Лигай А.Б., Шейко Н.Г. Чтение с увлечением… Роль культурно-образовательных проектов в формировании основ читательской культуры у дошкольников | ||
94 | Колупаева Н.И., Куминова У.И. Творческая неделя как форма приобщения дошкольников к детской литературе | ||
100 | Муличенко В.М. Место художественной литературы в досуговой деятельности дошкольника | ||
104 | Кириченко М.А. Книжки с картинками в образовательном пространстве японского детского сада |