Детский сад теория и практика № 4/2015. Рабочая программа: нормативно-правовой статус, содержание, разработка

Печать
Признание дошкольного образования уровнем общего образования и необходимость приведения образовательной деятельности дошкольных образовательных организаций в соответствие с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» и Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования актуализировали вопрос о разработке и реализации педагогами дошкольного образования рабочих программ.
Анализируются нормативно-правовые и теоретические основы рабочей программы как нормативного документа образовательной организации. Большое внимание уделяется вопросам целесообразности разработки рабочих программ педагогами дошкольных образовательных организаций, которые рассматриваются с позиций нормативных документов, регламентирующих деятельность современного детского сада, и актуальных тенденций развития дошкольного образования.
Рабочая программа осмысляется как локальный документ внутреннего пользования, в котором моделируется образовательная деятельность по реализации основной образовательной программы дошкольного образования с учетом реальных условий, образовательных потребностей и особенностей развития воспитанников дошкольной образовательной организации. Определяются роль и место рабочей программы в структуре учебно-методического обеспечения образовательной деятельности современного детского сада.
Анализируются проблемы и трудности проектирования рабочей программы педагогами дошкольных образовательных организаций, обозначаются ее структура и примерное содержание.
Раскрываются основные подходы к проектированию и оценке качества рабочей программы с позиции потребителя — ребенка дошкольного возраста и пользователя — педагога дошкольного образования. В этой связи выделяются ведущие аспекты проектирования рабочей программы, связанные с рассмотрением ребенка-дошкольника как субъекта образовательной деятельности и реализацией базовых идей Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Особо подчеркивается, что проектирование рабочей программы должно осуществляться педагогом с учетом понимания особенностей современного дошкольника и социальной ситуации его развития, а сама программа должна быть ориентирована на удовлетворение потребностей и интересов ребенка как на уровне содержания образовательного процесса, так и способов его организации.
Предлагается алгоритм разработки рабочей программы. Рассматриваются вопросы готовности педагогов дошкольного образования к педагогическому проектированию и разработке рабочей программы. Даются советы и рекомендации по организации работы воспитателей над этим документом. Представлены диагностические и обучающие средства для организации самостоятельной работы педагога в области формирования готовности к разработке и реализации рабочей программы.

Светлана Максимова, главный редактор

 

Полистать журнал

 

Содержание номера
"Детский сад: теория и практика" № 4/2015
"Рабочая программа: нормативно-правовой статус, содержание, разработка"

5   К читателям
6   Багаутдинова С.Ф. Рабочая программа педагога дошкольного образования: нормативно-правовой статус
16   Хабарова Т.В. Рабочая программа — стоит ли ее писать педагогу детского сада?
26   Майер А.А. Рабочая программа педагога: в чем интрига?
42   Бережнова О.В. Рабочая программа как локальный нормативный документ дошкольной организации
52   Каратаева Н.А., Крежевских О.В. Конструирование рабочей программы воспитателя: научно-практический дискурс
60   Солнцева О.В. Проблема оценки качества рабочей программы воспитателя
70   Солянникова О.И. Как воспитателю разработать рабочую программу
76   Кириенко С.Д., Конышева В.М. Рабочая программа как инструмент реализации образовательной программы дошкольного образования
82   Гатченко Т.Г., Кригер Г.С., Ольнева И.Ф. Рабочая программа как средство индивидуализации образовательного процесса
92   Сажина С.Д. Роль рабочих учебных программ в проектировании содержания дошкольного образования на основе интегративного подхода
100   Васильева Л.Г. Вопросы регионализации этнохудожественного развития детей в рабочей программе воспитателя детского сада