![]() Термин «культурные практики» широко используется в работах Н.Б. Крыловой. С точки зрения Н.Б. Крыловой, культурные практики — это обычные для ребенка «(привычные, повседневные) способы самоопределения и самореализации, тесно связанные с экзистенциальным содержанием его бытия и со-бытия с другими людьми»; а также «апробация (постоянные и единичные пробы) новых способов и форм деятельности и поведения в целях удовлетворения разнообразных потребностей и интересов». Номер посвящен культурным практикам дошкольников в образовательном пространстве современного детского сада. Поднимается проблема взаимосвязи культуры и образования. Содержание понятия «культурные практики» раскрывается диалогично с позиций двух направлений культурологического подхода — культурологии образования и педагогической культурологии. Выделяются виды культурных практик детей дошкольного возраста, подчеркивается их интегративная сущность. Особое внимание уделяется анализу культурных практик в контексте реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Рассматриваются роль и значение культурных практик в обогащении культурного опыта, развитии самостоятельности, позитивной социализации и индивидуализации ребенка-дошкольника. Характеризуются два направления проектирования культурных практик в образовательном процессе детского сада: культурные практики, инициируемые детьми, и культурные практики, инициируемые, организуемые и направляемые взрослыми. Определяются формы их организации и условия реализации, особенности сопровождения и поддержки в образовательном пространстве детского сада. Активность культурных практик дошкольников во многом обусловлена педагогической культурой воспитывающего взрослого, который не транслирует готовые знания, а организует пространство саморазвития ребенка, поддерживает и стимулирует детские интересы, создает «события влияния» и ситуации, побуждающие его к свободному выбору, творческой самостоятельности, осуществлению культурных форм активности и «открытию себя» в различных видах деятельности. Раскрывается особая роль со-бытийной общности детей и взрослых в освоении культурных практик дошкольниками. Даются рекомендации по проектированию «событий влияния» и ситуаций выбора в детском саду. Приводятся примеры, демонстрирующие возможность организации образовательного процесса с детьми на основе культурных практик. Светлана Максимова, главный редактор |
|||
![]()
|
Содержание номера
|
||
5 | К читателям | ||
6 | Лыкова И.А., Протасова Е.Ю. Культурные практики в детском саду: современный подход и возможные трактовки | ||
18 | Теплова А.Б. Культурные практики детства | ||
24 | Родина Н.М. Культурные практики в образовательном процессе детского сада | ||
30 | Корепанова М.В. Культурные практики как основа проектирования образовательной деятельности дошкольников | ||
38 | Бабаева Т.И., Солнцева О.В. Проектирование культурных практик дошкольников в образовательном процессе детского сада | ||
48 | Голикова С.В. Игры в детских дошкольных учреждениях дореволюционного Урала | ||
58 | Абраменкова В.В. Игровые практики как модели обеспечения безопасного развития ребенка | ||
68 | Костюхина М.С. Культура детской настольной игры | ||
76 | Вербенец А.М. Коллекционирование как культурная практика современного дошкольника: феномен, особенности, приемы поддержки | ||
92 | Горина Л.В. Организация художественно-эстетической деятельности дошкольников как культурной практики | ||
100 | Нефедова Л.К. Антропологические вопросы И. Канта и приобщение ребенка к художественной практике | ||
108 | Новикова Е.Б. Опыт включения дошкольников в культурную практику импровизации |