Реализация прав детей с ограниченными возможностями здоровья на образование — одна из важнейших задач государственной политики в области образования. С одной стороны, активно осуществляется интеграция детей с проблемами в развитии в массовые образовательные учреждения, в том числе в детские сады, а с другой — меняются подходы к организации образования «особых» детей, на смену интегративному образованию приходит инклюзивное. Российское образовательное законодательство декларирует идеи инклюзии — совместного обучения и воспитания детей с разными стартовыми возможностями — как стратегические ориентиры развития образования и нацеливает педагогов на организацию инклюзивной практики. Ее отличительной особенностью являются безусловное принятие и поддержка многообразия уровней развития воспитанников, их возможностей, родных языков, культур и пр., умение педагога работать с разными детьми, гибкость и способность следовать за ребенком, адаптируя образовательную среду к его нуждам и потребностям. При этом педагог не просто объединяет детей с разными стартовыми возможностями в одном образовательном пространстве, а создает условия для их совместной деятельности и общения, формирует детскую общность. Образовательный процесс в инклюзивной группе строится с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей всех детей, не только с ограниченными возможностями здоровья. Хотя дети, имеющие недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, испытывают особые сложности и их включение в повседневную жизнь группы невозможно без разработки адаптированных образовательных программ, создания специальных условий и комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения. Номер посвящен инклюзивной практике в дошкольном образовании. Подчеркивается значение социальной и образовательной инклюзии в современном мире. Приводится краткий обзор становления и развития идей инклюзивного образования в детском саду, раскрываются его цели, смысл и подходы к организации. Анализируются проблемы разработки образовательных программ в дошкольных организациях, реализующих инклюзивную практику. Большое внимание уделяется включению детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательный процесс детского сада: разработке индивидуальных планов психолого-педагогического сопровождения и созданию специальных образовательных условий. Рассматриваются вопросы организации совместной жизнедеятельности детей в инклюзивной группе, в том числе социально-психологические аспекты взаимодействия и общения детей с разными стартовыми возможностями. Характеризуется специфика психологической работы с родителями в инклюзивном детском саду. Осмысляется зарубежный опыт социальной и образовательной инклюзии детей с ограниченными возможностями здоровья. Приводятся примеры из инклюзивной практики европейских детских садов. Светлана Максимова, главный редактор |
|||
|
Содержание номера
|
||
5 | К читателям | ||
6 | Корепанова И.А. Инклюзивный детский сад в Германии: краткий очерк теории и практики | ||
18 | Степанова М.И. Инклюзивный детский сад: гигиенические требования | ||
26 | Зигле Л.А., Микшина Е.П. Правовые коллизии как основные барьеры инклюзивной практики | ||
38 | Андреева Е.И. Проектирование образовательных программ в дошкольных организациях, реализующих практику инклюзивного образования | ||
48 | Масленникова Т.В., Колупаева Н.И., Богомолкина Л.В. Специальные образовательные условия для детей с ограниченными возможностями здоровья | ||
60 | Пасторова А.Ю., Борковская О.Л. Психологическая работа с родителями в инклюзивном детском саду | ||
68 | Посохова С.Т., Белан Е.Е. Социально-психологические аспекты диалогического взаимодействия дошкольников с разными возможностями здоровья | ||
82 | Каргина Е.В., Михайлова О.В., Ефимова Н.М. Использование средств альтернативной и аугментативной коммуникации в интегративном детском саду | ||
90 | Арушанова А.Г., Коренблит С.С., Рычагова Е.С. Коммуникативно-речевое развитие слабослышащих дошкольников в условиях инклюзивного образования | ||
100 | Александрова Л.Ю., Ваторопина С.В. Преодоление задержки речевого развития детей в условиях инклюзивного образования | ||
108 | Емченко С.А. Коррекционно-логопедическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья |