Детский сад теория и практика № 7/2015. Воспитание жизнерадостности и оптимизма у детей дошкольного возраста

    Детский возраст — один из самых счастливых периодов жизни человека, наполненный радостью бытия, доверием к миру и людям. Детству органично присущ оптимизм, вера в лучшее будущее, себя и свои силы. Однако пессимистические умонастроения и острый дефицит оптимизма в пространстве современной взрослой жизни накладывают свой отпечаток на отношение детей к окружающему миру и собственному «Я», их жизненную позицию и стратегии поведения. Складывающаяся в детском сознании картина мира наполняется негативным содержанием, а ребенок все чаще испытывает психологический (душевный) дискомфорт, тревогу, страх, растерянность, неуверенность в себе и прочие несвойственные ему состояния, что актуализирует задачу воспитания у детей жизнерадостности и оптимистичного «ощущения себя в будущем» (А.С. Макаренко).
    Номер посвящен проблеме формирования оптимистической позиции ребенка-дошкольника. Раскрываются содержание и смысл понятия «оптимизм», значение данного феномена в жизни человека и ребенка в частности. Анализируются психологические составляющие оптимизма, значимые для его понимания и воспитания в детском возрасте. Выделяются признаки детского оптимизма. Приводятся обобщенные психологические портреты детей, склонных к оптимистическому и пессимистическому видению мира и себя.
    Осмысляется потенциал детства для воспитания жизнерадостности и оптимизма личности. Рассматриваются природные предпосылки оптимистичного отношения ребенка к миру и факторы, влияющие на позитивный или негативный ракурс мировосприятия. Освещается роль семьи, детского сада и близких взрослых в формировании оптимистической позиции ребенка-дошкольника. Обозначаются проблемы взаимосвязи воспитания и социализации в процессе развития жизнерадостности и оптимизма у детей дошкольного возраста, намечаются пути их решения.
    Характеризуются условия формирования у дошкольников позитивного отношения к миру, методы и средства воспитания жизнерадостности и оптимизма. Подчеркивается необходимость обогащения эмоционального опыта детей, развития умения радоваться, быть более активными в поисках источника радости, справляться с негативными эмоциями и переживаниями. Особое внимание уделяется развитию волевых качеств и жизнестойкости детей дошкольного возраста, способности преодолевать трудности и обстоятельства, добиваясь успеха. Даются рекомендации по воспитанию у ребенка-дошкольника позитивного взгляда на мир и преодолению выученной беспомощности.
    Раскрываются возможности арт-терапии в профилактике негативных психических состояний и стрессов у детей. Представлена авторская программа «Магия рисования», направленная на формирование стрессоустойчивости у старших дошкольников средствами изотерапии. Описывается опыт работы по профилактике негативных психических состояний у детей дошкольного возраста в процессе создания мультфильмов.

    Светлана Максимова, главный редактор

     

    Полистать журнал

     

    Содержание номера
    "Детский сад: теория и практика" № 7/2015
    "Воспитание жизнерадостности и оптимизма у детей дошкольного возраста"

    5   К читателям
    6   Голованова Н.Ф. Жизнерадостные дети: парадоксы воспитания и социализации
    16   Посохова С.Т. Детство — пространство оптимизма
    26   Сибирева М.Ю. Как воспитать позитивный взгляд на мир
    34   Гусева Ю.Е. Выученная беспомощность и ее формирование у детей: гендерный аспект
    44   Дудникова С.А., Платохина Н.А. Психолого-педагогическая поддержка позитивной социализации как условие развития жизнерадостности и оптимизма у дошкольников
    50   Семенака С.И. Условия формирования у дошкольников позитивного отношения к миру
    58   Бякова Н.В. Формирование эмоционального опыта старших дошкольников
    70   Кудрявцева Е.А. Окружающий мир как средство развития жизнерадостности у детей дошкольного возраста
    76   Зубачевская Н.А. Музыка как путь к жизнерадостности и оптимизму ребенка
    84   Арушанова А.Г., Коренблит С.С., Рычагова Е.С. Шуточные песни в веселом дне дошкольника
    94   Тупичкина Е.А., Минакова Е.М. Формирование стрессоустойчивости у дошкольников средствами изотерапии
    104   Звонар А.А. Профилактика негативных психических состояний у детей старшего дошкольного возраста средствами мульттерапии

    Индекс цитирования 

     

    Рейтинг@Mail.ru

    Контакты

         

    +7 926 812 0370

         

    © Эдисьон Пресс 2019