Стремление к исследованию окружающего мира — естественная потребность ребенка. В дошкольном возрасте он совершает первые самостоятельные исследования и открытия, переживает радость познания. Актуальной задачей дошкольного образования является поддержка исследовательской активности ребенка-дошкольника, развитие его мотивационной направленности на самостоятельный поиск и получение новых знаний путем активного взаимодействия с миром. Исследовательская активность детей дошкольного возраста реализуется в познавательно-исследовательской деятельности — «исследовании объектов окружающего мира и экспериментировании с ними». Номер посвящен познавательноисследовательской деятельности дошкольников. Раскрываются ее развивающий потенциал, сущность и специфика. Рассматриваются теоретические и практические аспекты организации познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста, возможности и разные варианты ее включения в образовательный процесс детского сада. Выделяются формы организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников. Ключевое внимание уделяется детскому экспериментированию как деятельности, направленной на самостоятельное исследование и преобразование ребенком-дошкольником объектов окружающего мира. Анализируются современные подходы к организации детского экспериментирования, обозначаются его содержание и условия успешной реализации в дошкольной образовательной организации. Показана специфика организации исследования детьми мира предметов. Описывается алгоритм организации процесса исследования вещей в контексте культуры, ориентированный на развитие у дошкольников умения «общаться» с предметами рукотворного мира, раскрывать их секреты. Большое внимание уделяется исследовательской активности детей дошкольного возраста, ее поддержке и развитию. С позиции требований Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования обосновываются и раскрываются общие подходы к педагогическому сопровождению развития исследовательской активности дошкольников в детском саду: этапы, принципы, особенности взаимодействия педагога и детей. Характеризуется своеобразие исследовательской активности старших дошкольников в процессе восприятия искусства и собственной изобразительной деятельности, определяются педагогические условия, методы и приемы поддержки детского поиска в процессе освоения изобразительного искусства. Освещаются вопросы развития поисковой ориентировочно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста в сфере языка и речи. Приводятся примеры познавательно-исследовательских проектов, образовательных ситуаций, наблюдений, опытов и экспериментов для детей разных возрастных групп. Светлана Максимова, главный редактор |
|||
|
Содержание номера
|
||
5 | К читателям | ||
6 | Полякова М.Н. Освоение средств и способов познания как центральная задача познавательного развития дошкольников | ||
18 | Семенова Н.А. Исследовательские действия как основа включения дошкольников в познавательно- исследовательскую деятельность | ||
24 | Бабаева Т.И. Педагогическое сопровождение исследовательской активности старших дошкольников в детском саду | ||
36 | Родина Н.М., Трифонова Е.В. Особенности организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников как механизма амплификации детского развития | ||
46 | Тимофеева Л.Л. Современные подходы к организации детского экспериментирования | ||
62 | Белошистая А.В., Богданец Т.П. Игровые образовательные технологии как способ организации исследовательской деятельности дошкольника | ||
70 | Нилова Т.М., Шейко Н.Г. Вещи и их секреты: организация процесса исследования дошкольниками мира предметов | ||
80 | Вербенец А.М. Поддержка исследовательской активности старших дошкольников в процессе освоения изобразительного искусства | ||
100 | Петухова О.А. Экспериментирование в изобразительной деятельности | ||
106 | Арушанова А.Г., Коренблит С.С., Рычагова Е.С. Развитие спонтанной ориентировочно-исследовательской активности детей в сфере языка и речи |