Детский сад теория и практика № 10/2015. Организация развивающей предметно-пространственной среды детского сада

    Качество дошкольного образования во многом определяется качеством созданных образовательных условий, важнейшим из которых является предметно-пространственная среда детского сада. Грамотно организованная предметно-пространственная среда — один из основных источников и условие обогащения субъектного опыта дошкольника, его саморазвития и самореализации. С введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования актуальность проблемы организации содержательной и функциональной предметно-пространственной среды детского сада значительно возросла. Стандарт рассматривает ее как необходимое условие реализации основной образовательной программы дошкольного образования и нацеливает педагогов на создание оригинальной предметно-пространственной среды, соответствующей реализуемой в дошкольной образовательной организации программе.
    Номер посвящен вопросам организации развивающей предметно-пространственной среды детского сада. Раскрываются развивающий потенциал предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации и требования к ее организации (содержательная насыщенность, трансформируемость, полифункциональность, вариативность, доступность, безопасность и др.). Большое внимание уделяется вопросам организации среды в дошкольных группах. Описываются типичные недостатки в организации предметно-пространственной среды в группе детского сада и способы их устранения. Даются советы воспитателям по организации развивающей среды группы с учетом требований стандарта.
    Представлен опыт организации предметно-пространственной среды дошкольной организации как условия реализации образовательной программы. Характеризуется модель целостной предметно-пространственной среды детского сада, ориентированной на художественно-эстетическое развитие дошкольников.
    Обсуждается психолого-педагогический потенциал детской площадки как важного элемента развивающей предметно-пространственной среды детского сада. Раскрываются принципы проектирования территории детского сада, даются рекомендации по проектированию детских площадок, основанные на обобщении отечественного и зарубежного опыта.
    Анализируются международные практики проектирования среды для дошкольного образования. Приводятся примеры организации предметно-пространственной среды детских садов разных стран, значимые с точки зрения требований к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования.
    Рассматриваются теоретические аспекты проектирования образовательной среды в дошкольной образовательной организации, особое внимание уделяется педагогическому проектированию как технологии. Освещаются вопросы подготовки студентов бакалавриата к проектированию развивающей предметно-пространственной среды детского сада.

    Светлана Максимова, главный редактор

     

    Полистать журнал

     

    Содержание номера
    "Детский сад: теория и практика" № 10/2015
    "Организация развивающей предметно-пространственной среды детского сада"

    5   К читателям
    6   Полякова М.Н. Как сделать среду группы развивающей: советы воспитателю
    20   Яфальян А.Ф. Проектирование образовательной среды в дошкольной образовательной организации
    30   Карпова Л.М., Нефёдова Л.К. Пространственно-временной континуум как основа познания мира современным дошкольником
    38   Вербенец А.М., Базикало С.В., Игнатенко Е.Е. Создание предметно-пространственной среды художественно-эстетической направленности в детском саду
    56   Вербенец А.М. Возможности создания мини-музея познавательной направленности в современном детском саду
    74   Кильдышева И.А. Организация развивающей предметно-пространственной среды (из опыта работы)
    82   Сергеева Г.В. Международные практики проектирования среды для дошкольного образования
    92   Котляр И.А., Соколова М.В., Шеина Е.Г. Психолого-педагогические принципы проектирования детской площадки на территории детского сада
    102   Анохина Н.Ф. Современные требования к кабинету заведующего детским садом
    106   Платохина Н.А., Дудникова С.А. Подготовка студентов бакалавриата к проектированию развивающей предметно-пространственной среды детского сада

    © Эдисьон Пресс 2019