Детский сад теория и практика № 1/2016. Детство как социокультурный феномен

    Постижение сущности и смысла детства, его уникальности и самоценности — важнейшая задача для педагога системы дошкольного образования, существующего в пространстве детства и призванного обеспечить ребенку полноценное проживание всех его этапов.
    Номер посвящен феномену детства. Подчеркивается значение детства как важного этапа в общем развитии человека и человеческой цивилизации в целом. Дается определение детства как феномена. Раскрываются фундаментальные принципы бытия детства, его наиболее общие сущности и категории. Педагогическая идентификация с детством рассматривается как механизм профессиональной идентичности педагога, особое внимание уделяется детскости как состоянию единения взрослого с детством.
    Приводится краткий очерк истории изучения детства. Обозначаются возрастные границы детского и взрослого миров в разные исторические периоды. Показана динамика изменения отношения к ребенку и детству, специфика их осмысления и открытия. Анализируются особенности понимания ребенка и детства в русской и западной философии и культурной традиции, отмечается их влияние на своеобразие подходов к воспитанию детей в России и на Западе.
    Характеризуются основные источники и методы изучения детства. Затрагиваются вопросы художественного исследования феномена детства, детской души и бытия в литературе и изобразительном искусстве. Представлен ретроспективный взгляд на отражение ребенка и мира детства в портретных и жанровых изображениях; даются советы воспитателям по использованию произведений искусства, содержащих образы детства, в образовательном процессе детского сада и профессиональном саморазвитии.
    Рассматривается роль образа идеального ребенка в процессе воспитания, формулировании и предъявлении взрослыми требований к детям. Прослеживается эволюция образа-идеала ребенка, выделяются особенности его содержания в современном обществе. Указывается на недостаточное осознание образа идеального ребенка родителями дошкольников. Характеризуется работа детского сада по гармонизации требований родителей к детям и организации воспитательных усилий семьи, нацеленных на достижение идеала.
    Представлены российские и зарубежные проекты по изучению мира детства. Отмечаются вариативность современного детства и его специфические особенности. Большое внимание уделяется праву ребенка-дошкольника на игру и необходимости его защиты. Описывается опыт создания условий для игры в мегаполисах Европы и Америки, в частности, проекты по поддержке свободной игры детей.
    Раскрывается значимость освоения культурно-исторического феномена детства для педагога дошкольного образования. Рассматриваются пути и средства приобщения будущих педагогов к изучению мира детства и его субкультуры в процессе профессиональной подготовки в системе высшего образования. Даются рекомендации педагогам дошкольных образовательных организаций по развитию педагогической идентификации с детством.

    Светлана Максимова, главный редактор

     

    Полистать журнал

     

    Содержание номера
    "Детский сад: теория и практика" № 1/2016
    "Детство как социокультурный феномен"

    5   К читателям
    6   Боровикова Л.В. Идентификация педагога с детством
    16   Онищенко Э.В. Изучение культурно-исторического феномена детства в процессе профессиональной подготовки будущих педагогов
    24   Давыдова О.И. Онтология детства, или Принципы бытия детства
    42   Нефёдова Л.К. Философский смысл детства и ребенка: Россия и Запад
    52   Голикова С.В. «Век ребенка»: восприятие детства на рубеже XIX–XX в.
    62   Вербенец А.М. Образы детства в произведениях изобразительного искусства
    82   Ледовских Н.К., Калинина О.В. Образ идеального ребенка как источник требований взрослых к детям
    92   Котляр И.А., Соколова М.В., Шеина Е.Г. Право ребенка на игру — вызовы современного мира
    100   Гогоберидзе А.Г., Вербовская В.С. Эмоциональная отзывчивость ребенка как маркер уникальности и самоценности дошкольного детства
    108   Колосова Е.А. Основные исследовательские направления изучения дошкольного детства: социологический анализ

    © Эдисьон Пресс 2019