Постижение сущности и смысла детства, его уникальности и самоценности — важнейшая задача для педагога системы дошкольного образования, существующего в пространстве детства и призванного обеспечить ребенку полноценное проживание всех его этапов. Номер посвящен феномену детства. Подчеркивается значение детства как важного этапа в общем развитии человека и человеческой цивилизации в целом. Дается определение детства как феномена. Раскрываются фундаментальные принципы бытия детства, его наиболее общие сущности и категории. Педагогическая идентификация с детством рассматривается как механизм профессиональной идентичности педагога, особое внимание уделяется детскости как состоянию единения взрослого с детством. Приводится краткий очерк истории изучения детства. Обозначаются возрастные границы детского и взрослого миров в разные исторические периоды. Показана динамика изменения отношения к ребенку и детству, специфика их осмысления и открытия. Анализируются особенности понимания ребенка и детства в русской и западной философии и культурной традиции, отмечается их влияние на своеобразие подходов к воспитанию детей в России и на Западе. Характеризуются основные источники и методы изучения детства. Затрагиваются вопросы художественного исследования феномена детства, детской души и бытия в литературе и изобразительном искусстве. Представлен ретроспективный взгляд на отражение ребенка и мира детства в портретных и жанровых изображениях; даются советы воспитателям по использованию произведений искусства, содержащих образы детства, в образовательном процессе детского сада и профессиональном саморазвитии. Рассматривается роль образа идеального ребенка в процессе воспитания, формулировании и предъявлении взрослыми требований к детям. Прослеживается эволюция образа-идеала ребенка, выделяются особенности его содержания в современном обществе. Указывается на недостаточное осознание образа идеального ребенка родителями дошкольников. Характеризуется работа детского сада по гармонизации требований родителей к детям и организации воспитательных усилий семьи, нацеленных на достижение идеала. Представлены российские и зарубежные проекты по изучению мира детства. Отмечаются вариативность современного детства и его специфические особенности. Большое внимание уделяется праву ребенка-дошкольника на игру и необходимости его защиты. Описывается опыт создания условий для игры в мегаполисах Европы и Америки, в частности, проекты по поддержке свободной игры детей. Раскрывается значимость освоения культурно-исторического феномена детства для педагога дошкольного образования. Рассматриваются пути и средства приобщения будущих педагогов к изучению мира детства и его субкультуры в процессе профессиональной подготовки в системе высшего образования. Даются рекомендации педагогам дошкольных образовательных организаций по развитию педагогической идентификации с детством. Светлана Максимова, главный редактор |
|||
|
Содержание номера
|
||
5 | К читателям | ||
6 | Боровикова Л.В. Идентификация педагога с детством | ||
16 | Онищенко Э.В. Изучение культурно-исторического феномена детства в процессе профессиональной подготовки будущих педагогов | ||
24 | Давыдова О.И. Онтология детства, или Принципы бытия детства | ||
42 | Нефёдова Л.К. Философский смысл детства и ребенка: Россия и Запад | ||
52 | Голикова С.В. «Век ребенка»: восприятие детства на рубеже XIX–XX в. | ||
62 | Вербенец А.М. Образы детства в произведениях изобразительного искусства | ||
82 | Ледовских Н.К., Калинина О.В. Образ идеального ребенка как источник требований взрослых к детям | ||
92 | Котляр И.А., Соколова М.В., Шеина Е.Г. Право ребенка на игру — вызовы современного мира | ||
100 | Гогоберидзе А.Г., Вербовская В.С. Эмоциональная отзывчивость ребенка как маркер уникальности и самоценности дошкольного детства | ||
108 | Колосова Е.А. Основные исследовательские направления изучения дошкольного детства: социологический анализ |