Термин «социализация» активно используется в массовой практике дошкольного образования, однако представления педагогов о социализации, ее сущности и роли в становлении личности ребенка-дошкольника нередко оказываются искаженными или приблизительными, а само понятие «социализация», как отмечают специалисты, «пока трудно встраивается в профессиональном сознании педагога в стабильную систему образовательного процесса, которую привычно делили между собой воспитание и обучение» (Н.Ф. Голованова). Вопросы социализации детей дошкольного возраста актуализировались с введением в действие Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, который признает ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений и ориентирует педагогов на создание «условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками». Номер посвящен позитивной социализации детей дошкольного возраста. Анализируются неоднозначные представления о социализации ребенка-дошкольника в педагогической среде. Раскрываются сущность и роль социализации в становлении личности ребенка, большое внимание уделяется первичной социализации, ее особенностям и агентам. Показано влияние различных социальных агентов (родителей, прародителей, педагогов, сверстников) на характер социализации дошкольников. Определяются основные показатели позитивной социализации детей дошкольного возраста. Обозначаются новые реалии детства, которые должны учитываться практикой образования в процессе социализации детей, и риски, затрудняющие позитивную социализацию современных дошкольников. Воспитание рассматривается как основа социализации ребенка-дошкольника. Обосновываются детерминанты воспитания, способствующие позитивной социализации детей дошкольного возраста: организация социокультурной среды, воспитатель как значимый взрослый, обеспечение ребенку позиции субъекта образовательного процесса. Затрагиваются вопросы соотношения свободы и принуждения в процессе первичной социализации дошкольника, его адаптации в социальной среде и идентификации с социокультурными ориентирами. Рассматриваются теоретические аспекты социализации одаренных, талантливых, способных и особенных детей, выделяются психологические и педагогические особенности работы с детьми вундеркиндами, индиго, савантами, аутистами. Представлен японский опыт подготовки детей к вхождению в социум: проблемы социализации подрастающего поколения и пути их преодоления. Особое внимание уделяется объединению усилий детского сада, семьи и общественности в формировании социального опыта дошкольников, важности позитивного настроя в воспитании детей и созданию условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства. Светлана Максимова, главный редактор |
|||
|
Содержание номера
|
||
5 | К читателям | ||
6 | Голованова Н.Ф. Воспитание — основа позитивной социализации | ||
16 | Капустина З.Я. Cоциокультурные проблемы воспитания. Как их избежать? | ||
28 | Яфальян А.Ф. Социализация одаренных и особенных детей | ||
40 | Житная И.В., Лосева И.И. Позитивная социализация ребенка: источники и риски | ||
54 | Россова Ю.И. Роль духовно-нравственного воспитания в позитивной социализации дошкольника | ||
60 | Курочкина И.Н. Этикет в социализации ребенка-дошкольника | ||
66 | Бабаева Т.И., Лялина Н.А. Взаимопонимание старших дошкольников в группе сверстников как условие позитивной социализации | ||
78 | Кудрявцева Е.А. Преодоление конфликтов в игре как средство позитивной социализации дошкольников | ||
86 | Тимофеева Л.Л. Принципы позитивной социализации в основе формирования культуры безопасности у дошкольников | ||
102 | Кириченко М.А. Воспитание по-японски: растить детей — радоваться жизни |