![]() Значимость развития социальной активности, инициативности и самостоятельности личности ребенка не вызывает сомнений, она декларируется в нормативно-правовых документах, программах, проектах, научных и популярных публикациях, однако на деле акцент по-прежнему делается на формирование исполнительности: послушания, дисциплинированности, нормативности поведения и пр. Сказываются и инерция в системе дошкольного образования, и острая нехватка квалифицированных кадров, и ожидания родителей, многие из которых ориентированы на раннее интенсивное обучение, а не на полноценное проживание ребенком дошкольного детства, поддержку его свободной активности и инициативы. Номер посвящен детской инициативе и ее поддержке в образовательном пространстве детского сада. Раскрывается содержание и соотношение понятий «инициатива», «инициативность», «самостоятельность». Дается общая характеристика детской инициативности, рассматриваются ее особенности, показатели и формы проявления в специфических видах детской деятельности. Особое внимание уделяется факторам, препятствующим проявлению инициативы детьми в условиях дошкольной образовательной организации, среди которых жесткое программирование свободного времени воспитанников, запреты, ограничения, постоянный контроль, доминирование учебной (дидактической) модели организации образовательного процесса, превращение игры и других традиционных видов детской деятельности в форму обучения. Выделяются виды детских инициатив. Раскрываются принципы и пути формирования инициативности у детей дошкольного возраста. Описываются условия поддержки и развития инициативы детей в повседневной жизни детского сада: эмоциональный комфорт, возможность выбора материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения, побуждение к самостоятельной свободной активности и др. Анализируются требования к предметно-пространственной среде, стимулирующей дошкольников к проявлению инициативы. Рассматриваются особенности поддержки и развития инициативы детей в специфических видах детской деятельности. Большое внимание уделяется игре как основной форме свободной активности дошкольника и познавательно-исследовательской деятельности по интересам. Подчеркивается необходимость развития у ребенка-дошкольника позиции субъекта деятельности, умения брать на себя ответственность, доводить начатое до конца. Даются советы воспитателям по поддержке и развитию детских инициатив. Показано влияние стилей семейного воспитания на развитие инициативы у детей дошкольного возраста. Светлана Максимова, главный редактор |
|||
![]()
|
Содержание номера
|
||
5 | К читателям | ||
6 | Маралов В.Г. Детская инициативность: особенности проявлений, виды, пути формирования | ||
18 | Смирнова Е.О. Условия формирования и поддержки детской инициативы в детском саду | ||
32 | Полякова М.Н. Условия поддержки и развития детских инициатив воспитателем детского сада | ||
44 | Удова О.В., Чапчикова О.И. Особенности поддержки инициативы дошкольников в специфических видах детской деятельности | ||
54 | Микерина А.С. Развитие самостоятельности и инициативности у детей дошкольного возраста | ||
62 | Зубачевская Н.А. Мотивация ребенка к проявлению инициативы в музыкальной деятельности | ||
70 | Затеева Е.В., Трапезникова О.А. Развитие детской инициативы средствами мультипликации | ||
78 | Борохович Л.Ю. Технология «ТВИГИС» — поддержка инициативы и самостоятельности у мальчиков | ||
90 | Вахрушева Л.Н. Выявление любознательности у детей старшего дошкольного возраста | ||
100 | Кузьмишина Т.Л. Взаимосвязь семейного воспитания и развития инициативы у детей старшего дошкольного возраста |