Детский сад теория и практика № 6/2016. Детская инициатива: поддержка и развитие

Печать
Способность ребенка проявлять инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности — один из важнейших целевых ориентиров дошкольного образования. Именно инициативность и самостоятельность, а не совокупность знаний и не умение читать, писать и считать, обеспечивают готовность ребенка к школьному обучению и дальнейшей жизни.
Значимость развития социальной активности, инициативности и самостоятельности личности ребенка не вызывает сомнений, она декларируется в нормативно-правовых документах, программах, проектах, научных и популярных публикациях, однако на деле акцент по-прежнему делается на формирование исполнительности: послушания, дисциплинированности, нормативности поведения и пр. Сказываются и инерция в системе дошкольного образования, и острая нехватка квалифицированных кадров, и ожидания родителей, многие из которых ориентированы на раннее интенсивное обучение, а не на полноценное проживание ребенком дошкольного детства, поддержку его свободной активности и инициативы.
Номер посвящен детской инициативе и ее поддержке в образовательном пространстве детского сада. Раскрывается содержание и соотношение понятий «инициатива», «инициативность», «самостоятельность». Дается общая характеристика детской инициативности, рассматриваются ее особенности, показатели и формы проявления в специфических видах детской деятельности. Особое внимание уделяется факторам, препятствующим проявлению инициативы детьми в условиях дошкольной образовательной организации, среди которых жесткое программирование свободного времени воспитанников, запреты, ограничения, постоянный контроль, доминирование учебной (дидактической) модели организации образовательного процесса, превращение игры и других традиционных видов детской деятельности в форму обучения.
Выделяются виды детских инициатив. Раскрываются принципы и пути формирования инициативности у детей дошкольного возраста. Описываются условия поддержки и развития инициативы детей в повседневной жизни детского сада: эмоциональный комфорт, возможность выбора материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения, побуждение к самостоятельной свободной активности и др. Анализируются требования к предметно-пространственной среде, стимулирующей дошкольников к проявлению инициативы.
Рассматриваются особенности поддержки и развития инициативы детей в специфических видах детской деятельности. Большое внимание уделяется игре как основной форме свободной активности дошкольника и познавательно-исследовательской деятельности по интересам. Подчеркивается необходимость развития у ребенка-дошкольника позиции субъекта деятельности, умения брать на себя ответственность, доводить начатое до конца.
Даются советы воспитателям по поддержке и развитию детских инициатив. Показано влияние стилей семейного воспитания на развитие инициативы у детей дошкольного возраста.

Светлана Максимова, главный редактор

 

Полистать журнал

 

Содержание номера
"Детский сад: теория и практика" № 6/2016
"Детская инициатива: поддержка и развитие"

5   К читателям
6   Маралов В.Г. Детская инициативность: особенности проявлений, виды, пути формирования
18   Смирнова Е.О. Условия формирования и поддержки детской инициативы в детском саду
32   Полякова М.Н. Условия поддержки и развития детских инициатив воспитателем детского сада
44   Удова О.В., Чапчикова О.И. Особенности поддержки инициативы дошкольников в специфических видах детской деятельности
54   Микерина А.С. Развитие самостоятельности и инициативности у детей дошкольного возраста
62   Зубачевская Н.А. Мотивация ребенка к проявлению инициативы в музыкальной деятельности
70   Затеева Е.В., Трапезникова О.А. Развитие детской инициативы средствами мультипликации
78   Борохович Л.Ю. Технология «ТВИГИС» — поддержка инициативы и самостоятельности у мальчиков
90   Вахрушева Л.Н. Выявление любознательности у детей старшего дошкольного возраста
100   Кузьмишина Т.Л. Взаимосвязь семейного воспитания и развития инициативы у детей старшего дошкольного возраста