Детский сад теория и практика № 7/2016. Приобщение детей к изобразительному искусству

    Искусство как форма культуры, связанная со способностью субъекта к эстетическому, практически-духовному освоению мира, играет особую роль в развитии человека и ребенка-дошкольника в частности. В контексте современной парадигмы образования искусство активно используется в образовательном процессе детского сада, при этом педагоги ориентируются не на традиционное ознакомление детей с видами и жанрами искусства, конкретными произведениями и авторами, а на при-общение к искусству — вовлечение дошкольников в диалог с искусством и поддержку их самостоятельной творческой деятельности.
    Номер посвящен вопросам приобщения детей дошкольного возраста к изобразительному искусству. Приведен искусствоведческий тезаурус. Характеризуются современные подходы к проектированию процесса приобщения детей к искусству, возможности и пути оптимизации художественно-эстетического развития дошкольников.
    Обозначаются целевые направления приобщения детей дошкольного возраста к изобразительному искусству. Большое внимание уделяется развитию интереса детей к искусству и обогащению опыта деятельности, направленной на его освоение, в том числе с опорой на развлекательную функцию искусства, то содержание, которое вызывает положительные эмоции, радость, удовольствие, естественный интерес ребенка к художественным образам и их познанию.
    Подчеркивается значимость приобщения детей к мировым культурным ценностям, формирования опыта насмотренности, созерцания и переживания прекрасного. Комментируются требования к отбору произведений для рассматривания с детьми разных возрастных групп. Описываются формы приобщения детей к изобразительному искусству и особенности организации диалога с искусством.
    Показана важность целенаправленной работы по развитию у дошкольников визуальной культуры и художественно-эстетического восприятия, умения созерцать, чувствовать произведение, откликаться на художественный образ, средства выразительности, понимать язык искусства и идею произведения. Предложена педагогическая модель развития художественно-эстетического восприятия детей дошкольного возраста «Восхождение ребенка к изобразительному искусству в образовательном пространстве», приведены критерии педагогической диагностики.
    Представлен инновационный опыт ознакомления детей с видами и жанрами изобразительного искусства, в том числе технология ознакомления старших дошкольников с живописью в моделируемых условиях музейной экспозиции, ориентированная на духовное развитие и обогащение внутреннего мира детей посредством коммуникации с произведениями и мастерами живописи.
    Рассматриваются вопросы эстетизации предметно-развивающей среды группы и мотивации детей к освоению художественного опыта (языка изобразительного искусства и художественных техник) в нерегламентированной образовательной деятельности и культурных практиках. Даются советы воспитателям по поддержке субъектных проявлений детей в ходе общения с искусством: восприятия, исполнительства и творчества.

    Светлана Максимова, главный редактор

     

    Полистать журнал

     

    Содержание номера
    "Детский сад: теория и практика" № 7/2016
    "Приобщение детей к изобразительному искусству"

    5   К читателям
    6   Лыкова И.А. Изобразительное искусство в детском саду: от базовых понятий к педагогической модели (терминологический лабиринт)
    16   Вербенец А.М. Современные подходы к приобщению дошкольников к изобразительному искусству
    32   Буянова Т.А. Изобразительное искусство для детей: познание и развлечение
    44   Погодина С.В. Творческая социализация детей дошкольного возраста
    52   Алямовская В.Г., Иванова Т.А. Вернисаж в детском саду
    64   Телегина И.С., Полковникова О.Г. Методика формирования представлений о натюрморте у детей старшего дошкольного возраста
    70   Сибиркина Е.Н. Ознакомление старших дошкольников с выразительными средствами книжной графики
    76   Ческидова И.Б. Приобщение дошкольников к декоративно-прикладному искусству Урала
    86   Милева Е.К. Приобщение детей дошкольного возраста к искусству керамики в условиях дополнительного образования
    96   Образовательный проект «Азбука народной культуры»
    98   Голикова С.В. Изобразительная деятельность воспитанников секции детского сада Уфимского общества народных университетов
    108   Мальцева М.В. Организация современной изостудии в детском саду

    Индекс цитирования 

     

    Рейтинг@Mail.ru

    Контакты

         

    +7 926 812 0370

         

    © Эдисьон Пресс 2019