Детский сад теория и практика № 12/2016. Культурно-досуговая деятельность в детском саду

    Номер посвящен культурно-досуговой деятельности в детском саду. Выделяются специфические особенности культурно-досуговой деятельности дошкольников и ее виды: отдых, развлечения, праздники, самостоятельная деятельность (самообразование), творчество. Раскрывается роль культурно-досуговой деятельности в организации жизни детей в детском саду, обеспечении отдыха и эмоционального благополучия воспитанников, создании условий для удовлетворения культурно-познавательных потребностей и интересов каждого ребенка, его личностного роста и развития, самоактуализации и творческой самореализации. Особое внимание уделяется вопросам формирования основ культуры досуга у дошкольников, умения занимать себя, заполнять свободное время разнообразной и содержательной деятельностью по интересам.
    Реализация требований Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования требует пересмотра подходов к организации досуга детей в условиях детского сада. Организация культурно-досуговой деятельности дошкольников рассматривается в контексте событийной педагогики. Описываются признаки, отличающие «событие» от «мероприятия», и этапы организации досуга детей в форме образовательного события. Приводится пример досугового события, связанного с освоением городского пространства.
    Представлено многообразие видов и форм организации культурно-досуговой деятельности дошкольников. Подчеркивается особая роль праздника в жизни ребенка, его созвучие детской природе. Рассматривается оппозиция праздника и труда в субкультуре детства и воспитательных системах разных эпох. Раскрываются традиции проведения праздничных утренников в детском саду и особенности современного детского праздника. Актуализируются вопросы приобщения ребенка-дошкольника к празднику как культурной практике, формирования чувства праздника и представлений о праздничной культуре. Большое внимание уделяется художественному уровню детских праздников и развлечений, качеству сценариев досуговых мероприятий. Отмечается их внутренняя противоречивость и эклектичность, смешение разнородных идейных концептов и досуговых традиций, небрежное отношение к культуре слова.
    Даются рекомендации по организации литературных утренников и вечеров досуга. Предлагаются различные варианты организации музыкального досуга старших дошкольников на основе классического репертуара с использованием мультимедиа. Раскрываются художественно-педагогический потенциал театра теней и традиции его использования в культурно-досуговой деятельности в детском саду, описывается технология изготовления оборудования для театра теней. Рассматриваются возможности обогащения игрового досуга детей дошкольного возраста, обобщается опыт создания настольной мультигротеки. Представлена программа культурных арт-практик «Песочные настроения».
    Затрагиваются вопросы оценки качества организации культурно-досуговой деятельности дошкольников в детском саду и формирования культурно-досуговой компетентности педагога.

    Светлана Максимова, главный редактор

     

    Полистать журнал

     

    Содержание номера
    "Детский сад: теория и практика" № 12/2016
    "Культурно-досуговая деятельность в детском саду"

    5   К читателям
    6   Виноградова Л.А., Нилова Т.М., Шейко Н.Г. Культурно-досуговая деятельность дошкольников как образовательное событие
    14   Нефёдова Л.К. Оппозиция праздника и труда в субкультуре детства
    22   Костюхина М.С. Детский утренник вчера и сегодня
    32   Ледовских Н.К. Литературные утренники и вечера досуга
    40   Троицкая Т.С. Загадки в детском саду (размышления филолога)
    48   Лыкова И.А. Театр теней в культуре и детском досуге
    58   Новикова Е.Б. Детский праздник в Омском государственном театре куклы, актера, маски «Арлекин»: спектакль-игра
    64   Абрамова Н.В. Классическая музыка как источник культурно-досуговой деятельности дошкольников
    70   Тупичкина Е.А. Культурные арт-практики «Песочные настроения» в досуговой деятельности дошкольников
    80   Тупичкина Е.А., Ревина Н.П. Настольная мультигротека как средство развития социального интеллекта дошкольников в досуговой деятельности
    88   Бизикова О.А. Познавательно-речевое развитие старших дошкольников в культурно-досуговой деятельности
    98   Морозова Л.Д. Организация культурно-досуговой деятельности в дошкольном образовании: самооценка и мониторинг
    108   Указатель статей, опубликованных в журнале «Детский сад: теория и практика» в 2016 году

    Индекс цитирования 

     

    Рейтинг@Mail.ru

    Контакты

         

    +7 926 812 0370