Детский сад теория и практика № 1/2017. Отечественные традиции воспитания детей дошкольного возраста

Печать
В последние десятилетия отечественная культура теряет свои индивидуальные черты и национально-этническую самобытность, педагогическая культура как часть общей культуры не исключение. Затянувшиеся процессы реформирования, обусловленные системным кризисом отечественного образования, сопровождаются бесконечными нововведениями. Педагоги и образовательные организации ориентированы на работу в режиме развития. На всех уровнях образования наблюдается тяготение к различного рода инновациям, а подчас и к необоснованным культурным заимствованиям и экспериментам, не отвечающим духу отечественной культуры. В этой связи осмысление российской педагогической культуры является чрезвычайно актуальным.
Номер посвящен отечественным традициям воспитания детей дошкольного возраста. Большое внимание уделяется народной педагогике, которая опирается не на абстрактные идеи, а на житейскую мудрость и здравый смысл народа, отражает его характер, душевный склад и многовековой опыт взращивания подрастающих поколений. Характеризуются педагогические взгляды и убеждения народа, традиционные методы и средства воздействия на личность. Показана важность проблемы обеспечения безопасности детей в народной педагогике, описываются традиционные методы и средства формирования у детей дошкольного возраста безопасного поведения.
Прослеживаются процессы формирования этико-эстетической идентичности и самоидентификации детей в русском фольклоре. Рассматриваются возможности и пути приобщения детей дошкольного возраста к народной культуре в условиях дошкольной образовательной организации. Представлена концепция образовательной программы духовно-нравственного воспитания и художественно-эстетического развития детей дошкольного и младшего школьного возраста «Азбука народной культуры». Раскрывается воспитательный потенциал традиционной народной игрушки, приводятся примеры игр детей с данными игрушками.
Особое внимание уделяется становлению и развитию традиций общественного дошкольного воспитания. Осмысляются отдельные страницы истории российского детского сада. Анализируется процесс становления традиций общественного дошкольного воспитания в России в конце ХIХ – начале ХХ в. и в первые годы советской власти. На основе неопубликованных ранее архивных документов освещается работа воспитателей ленинградских детских садов в годы Великой Отечественной войны. Приводятся примеры самоотверженности и героизма педагогов блокадного города.
Подчеркивается значение семьи как института воспитания детей дошкольного возраста. Обозначаются подходы к реализации принципов семейного воспитания в практике работы дошкольных образовательных организаций. Описывается опыт организации в детском саду группы детей, состоящих в родственных отношениях, в том числе особенности создания уникальной среды жизнедеятельности детей и включения родителей в образовательный процесс группы, функционирующей по модели семьи.

Светлана Максимова, главный редактор

 

Полистать журнал

 

Содержание номера
"Детский сад: теория и практика" № 1/2017
"Отечественные традиции воспитания детей дошкольного возраста"

5   К читателям
6   Нефёдова Л.К. Этико-эстетическая идентичность ребенка в русском фольклоре: оппозиция Мы и Они
16   Лыкова И.А. Концепция образовательной программы «Азбука народной культуры»
28   Сибиркина Е.Н. Воспитательный потенциал традиционной народной игрушки
34   Тимофеева Л.Л. Проблема безопасности детей в народной педагогике
44   Захарищева М.А., Шкляева Н.М. Становление традиций общественного дошкольного воспитания: теория и практика
56   Голикова С.В. Борьба врачей и педагогической общественности за организацию безопасной среды в дореволюционных детских садах
66   Ломаева М.В. Образовательный процесс в детском саду в 20-е годы XX века: история и преемственность
76   Шейко Н.Г. Как сохранялись педагогические традиции в детских садах осажденного Ленинграда
90   Алямовская В.Г., Воробьева Н.В., Краснова И.В. Неразлучная семейка: об организации в детском саду группы детей, состоящих в родственных отношениях
106   Зверева О.Л. Семья как фактор формирования ролевого поведения у детей дошкольного возраста