Детский сад теория и практика № 2/2017. Воспитание доброты и отзывчивости у детей дошкольного возраста

Печать
Доброта — важнейшее нравственное качество, а ее воспитание — первоочередная задача педагога в условиях дефицита доброты и отзывчивости в современном мире. «…доброта — самое ценное в человеке, самое к нему располагающее и самое, в конечном счете, верное по пути к личному счастью». Человек должен жить в сфере добра и следовать путями доброты (Д.С. Лихачев).
Номер посвящен воспитанию доброты и отзывчивости у детей дошкольного возраста. Показана психолого-педагогическая природа доброты как нравственного качества. Подчеркивается значение детского опыта переживания и проявления доброты в становлении личности. Осмысляется феномен доброты и отзывчивости у современных дошкольников, характеризуются особенности их освоения детьми в нынешней социокультурной ситуации.
Отмечена особая миссия детского сада и роль воспитателей в сопровождении детей на пути к постижению смыслов человеческого бытия. Прояснены смыслы категорий, важных для организации индивидуального опыта ребенка-дошкольника и его общественных отношений. Большое внимание уделяется этическим категориям в речи и сознании детей. Раскрывается психологический механизм формирования нравственных понятий у дошкольников.
Рассматриваются ключевые проблемы нравственного воспитания детей дошкольного возраста в условиях современной культуры: его основания и начала, диалог «культуры должного» и «культуры сущего», противоречия между необходимостью безоговорочного усвоения норм морали и свободой размышления о них. Характеризуются роль и место нравственной рефлексии в процессе воспитания. Подчеркивается необходимость осознания нравственной рефлексии не только как средства, но и цели нравственного воспитания. Намечаются пути развития нравственной рефлексии детей, педагогов и родителей. Показано значение диалога как формы субъект-субъектного взаимодействия взрослого и ребенка в упорядочивании детских впечатлений и обнаружении смыслов человеческого бытия. Актуализировано внимание к детской литературе советского периода как компоненту круга чтения дошкольников, который способствует формированию нравственных представлений у детей и позитивного отношения к жизни.
Обобщается опыт воспитания доброты и отзывчивости у детей дошкольного возраста. Особое внимание уделяется организации образовательных ситуаций и проектов, способствующих развитию эмоциональной отзывчивости и обогащению опыта гуманистически направленной деятельности дошкольников в образовательном процессе детского сада. Раскрываются возможности воспитания доброты и отзывчивости у детей дошкольного возраста в социальных акциях. Описываются виды социальных акций и их структура. Приводятся примеры социальных акций, направленных на помощь детей другим людям. Прослеживается связь нравственного воспитания с эстетическим. Даются рекомендации по развитию эстетического отношения ребенка-дошкольника к действительности: от эмоциональной реакции на красоту до взаимодействия с миром и людьми по законам красоты.

Светлана Максимова, главный редактор

 

Полистать журнал

 

Содержание номера
"Детский сад: теория и практика" № 2/2017
"Воспитание доброты и отзывчивости у детей дошкольного возраста"

5   К читателям
6   Голованова Н.Ф. Взгляд на проблему воспитания доброты
16   Яфальян А.Ф. Нравственные ориентиры дошкольной педагогики: исторические уроки
26   Капустина З.Я. Воспитатели как гиды на пути к постижению человеческого бытия
36   Ледовских Н.К. Нравственные понятия в речи и сознании дошкольника
44   Карпова Л.М., Ласица М.В. Место и роль нравственной рефлексии в процессе воспитания
56   Долженко Л.В. Детская литература советского периода как компонент круга чтения дошкольников
68   Деркунская В.А. Феномен доброты и отзывчивости у современных дошкольников
74   Бабаева Т.И., Николаева А.Г. Доброта начинается с детства, или Как помочь дошкольнику стать отзывчивым
86   Деркунская В.А., Демченко Н.А., Грачева Т.А. Воспитание доброты и отзывчивости у дошкольников в социальных акциях
96   Рындина А.Г. Красивое порождает доброе: развиваем эстетическое отношение дошкольников к миру и человеку
104   Бизикова О.А. Обучение дошкольников способам речевого поведения в ситуациях сопереживания