![]() Номер посвящен социокультурной образовательной среде детского сада. Дается обзор основных понятий, связанных с развитием взглядов на место культуры в образовании и сущность образовательной среды. Образовательная среда дошкольной образовательной организации рассматривается в широком социокультурном контексте. Представлены модель социокультурной образовательной среды и алгоритм ее организации в условиях вариативного дошкольного образования. Образовательное пространство детского сада осмысливается как человекотворящее, а педагогическая деятельность — как деятельность по воспитанию добродетелей — особых качеств взаимодействия личности с окружающим миром, что предполагает необходимость наполнения образовательного пространства детского сада знаниями, проясняющими ребенку путь становления человеком, и целенаправленной работы по формированию культурных (добродетельных) привычек. Большое внимание уделяется взаимодействию участников образовательных отношений. Выделены проблемные точки, обозначены подходы к решению конфликтов и проблемных ситуаций этического характера в практике дошкольного образования. Представлен проект этического кодекса для педагогов дошкольных образовательных организаций, включающий решение этических дилемм из разных областей взаимодействия участников образовательных отношений с опорой на профессиональные этические нормы и ценности. Сформулированы этические принципы работы специалиста в области дошкольного образования. Доброта воспитателя рассматривается как проявление способности к ненасильственному взаимодействию с детьми и показатель мастерства педагога. Выделяются признаки ненасильственного отношения воспитателя к детям. Даются рекомендации педагогам по развитию способности к ненасильственному взаимодействию с детьми, т.е. доброты как проявления профессионального мастерства. Актуализируется задача обогащения образовательной среды детского сада и расширения его образовательного пространства. Раскрываются новые подходы к использованию ресурсов городского социокультурного пространства в образовательном процессе детского сада, описываются направления и формы приобщения детей к культуре в пространстве родного города. Затрагиваются вопросы развития эффективного социального партнерства дошкольной образовательной организации с семьей и социумом. Приводятся примеры сотрудничества и сетевого взаимодействия детского сада с социумом в области экологического образования дошкольников. Светлана Максимова, главный редактор |
|||
![]()
|
Содержание номера
|
||
5 | К читателям | ||
6 | Лыкова И.А., Кожевникова В.В. Социокультурная образовательная среда: от анализа ключевых понятий к вариативной модели | ||
24 | Капустина З.Я. Организация образовательного пространства как основа деятельности дошкольной образовательной организации | ||
40 | Маралов В.Г. Добрый воспитатель: природный дар или проявление мастерства | ||
48 | Белолуцкая А.К., Ле-ван Т.Н., Холодова О.Л. Этика во взаимодействии участников образовательного процесса | ||
58 | Кузнецова Г.Н. Первые шаги в социум вместе с мамой | ||
64 | Васюкова Н.Е. Классификация литературного репертуара в приоритете личностно-ориентированного подхода в педагогике | ||
78 | Вербенец А.М. Старший дошкольник в социокультурном пространстве | ||
92 | Рыжова Н.А. Сотрудничество детского сада с социумом как важное условие экологического образования | ||
102 | Волочков А.А. Эмоциональный комфорт и когнитивное развитие дошкольников с различным стажем посещения детского сада |