![]() Номер посвящен методам воспитания детей дошкольного возраста. Раскрывается содержание понятий «метод» и «прием», показано их соотношение. Затрагиваются вопросы классификации методов воспитания, дается их общая характеристика. Большое внимание уделяется проблеме выбора методов и приемов воспитания детей дошкольного возраста и продуктивности их применения в воспитательной практике. Подчеркивается необходимость учета психологических механизмов воспитания (прежде всего, идентификации и подражания) при выборе методов и приемов воспитания детей, актуализируется способность ребенка-дошкольника к самообучению. Осмысливается роль слова в воспитании детей. Рассматривается отношение участников образовательных отношений (детей, педагогов и родителей) к словесным методам воспитания, характеризуются особенности их применения в работе с детьми дошкольного возраста. Приводятся примеры применения словесных методов воспитания в детском саду. Даются рекомендации воспитателям по проведению этических бесед с детьми разных возрастных групп. Демонстрируются возможности воспитывающих (воспитательных) ситуаций как метода воспитания детей дошкольного возраста, обобщается опыт их использования с целью формирования культуры общения и поведения детей. Раскрывается сущность методов поощрения и наказания, анализируется практика их применения в детском саду и семье. Особое внимание в контексте заявленной темы уделяется личности воспитателя, его профессиональным ценностям и мастерству, умению применять весь арсенал методов и приемов воспитания, гибко реагируя на изменяющиеся условия профессиональной деятельности и потребности детей. Отмечается, что успех в решении воспитательных задач «часто зависит не от отработанной технологии, а от личностных качеств педагога, масштаба его человеческой культуры, его веры в ребенка» (Н.Ф. Голованова). Приводятся примеры разных вариантов направленности педагога на взаимодействие с детьми, определяется гармонизированный тип взаимодействия. Рассматриваются стратегии воспитания и их влияние на развитие личности ребенка, раскрываются основы личностно-ориентированного подхода в воспитании и специфика его реализации в условиях дошкольной образовательной организации. Выделяются параметры личностно-ориентированного взаимодействия воспитателя с детьми, подчеркивается необходимость специальной подготовки воспитателя к такому взаимодействию с воспитанниками. Поднимаются вопросы этики работы педагога с детьми дошкольного возраста и разработки этического кодекса педагога дошкольной образовательной организации. Светлана Максимова, главный редактор |
|||
![]()
|
Содержание номера
|
||
5 | К читателям | ||
6 | Капустина Н.Г. О методах, приемах и психологических механизмах воспитания дошкольников | ||
16 | Ледовских Н.К. Этические беседы и другие словесные методы воспитания детей дошкольного возраста | ||
28 | Римашевская Л.С. Использование воспитывающих ситуаций взаимодействия как метода организации опыта поведения и деятельности дошкольников | ||
38 | Лыкова И.А. Система методов художественно-эстетического развития детей: навигатор для воспитателей детского сада и педагогов дополнительного образования | ||
48 | Комарова Т.С. Развитие художественно-творческих способностей у детей в условиях интеграции разнообразных видов деятельности | ||
52 | Авдеева Н.Н. Личностно-ориентированное взаимодействие персонала дошкольной образовательной организации с детьми | ||
60 | Файзуллаева Е.Д. Варианты направленности педагога на взаимодействие с детьми | ||
68 | Павлова А.А. Мастерство педагога в организации игрового взаимодействия детей | ||
78 | Гусева Ю.Е. Трудовое воспитание в детском саду в 1960–1980-е годы (анализ педагогического опыта) | ||
88 | Зверева О.Л. Методы воспитания детей в современной семье | ||
94 | Минина А.А. Формирование родительской компетентности как фактор повышения эффективности воспитательной работы в детском саду | ||
104 | Калабина И.А. Этика работы с детьми: к вопросу о разработке этического кодекса педагога дошкольной образовательной организации |