Детский сад теория и практика № 11/2017. Патриотическое воспитание дошкольников в современном мире

Печать
Воспитание гражданина и патриота — актуальная задача для сохранения государства, народа, его истории и культуры. Между тем в новой реальности феномен патриотизма нуждается в прояснении, а сложившиеся в практике системы патриотического воспитания подрастающего поколения в обновлении. Номер посвящен патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста в современном мире. Патриотизм рассматривается в ключе культурной антропологии. Дается операциональное определение патриотизма, проясняющее процесс и условия его образования. Показана корреляция патриотизма как правильно организованного духа личности с мерой развития человека. Раскрываются основы формирования опыта патриотического мировосприятия, мировоззрения и мироотношения у детей. Большое внимание уделяется становлению патриотизма как стиля жизни, развитию повседневного добродетельного взаимодействия ребенка-дошкольника с людьми и окружающим миром.
Характеризуются особенности событийного подхода в гражданско-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста в условиях детского сада. Определяется содержание событий, значимых для дошкольников, описываются этапы их реализации и условия обеспечения событийности. Приводятся примеры образовательных событий и проектов, направленных на воспитание патриотических чувств и обогащение представлений старших дошкольников о родной стране.
Актуализируется потенциал отечественной словесности в формировании у детей дошкольного возраста положительного образа Родины. Особое внимание уделяется воспитанию уважительного отношения к русскому языку.
Осмысливаются проблемы и возможности использования электронных образовательных ресурсов в патриотическом воспитании детей, анализируются медиаресурсы патриотической направленности, приводятся примеры их использования в работе с дошкольниками.
Представлена парциальная программа страноведческого и поликультурного образования старших дошкольников. Описывается опыт использования этнокультурных образовательных практик в ознакомлении детей дошкольного возраста с культурой своего народа.
Раскрывается значение краеведения и москвоведения в воспитании патриотических чувств у дошкольников. Обозначается примерное содержание занятий с детьми по познанию Москвы, очерчивается круг дидактических материалов, способных повысить их эффективность.
Ставится вопрос о педагогической целесообразности освещения трудных и психологически сложных для детей вопросов отечественной истории. Приводятся материалы диагностического исследования представлений воспитанников петербургских детских садов об истории блокадного города. Даются рекомендации по целеполаганию и методике организации образовательных событий по ознакомлению детей дошкольного возраста с блокадой Ленинграда.
Рассматриваются вопросы подготовки студентов педагогического вуза к реализации задач патриотического воспитания дошкольников.

Светлана Максимова, главный редактор

 

Полистать журнал

 

Содержание номера
"Детский сад: теория и практика" № 11/2017
"Патриотическое воспитание дошкольников в современном мире"

5   К читателям
6   Капустина З.Я. Патриотизм как правильно организованный дух личности
18   Полякова М.Н., Прудникова М.В. Технология событийности в гражданско-патриотическом воспитании дошкольников
28   Березина Т.А. Развитие представлений старших дошкольников о родной стране в детской проектной деятельности
36   Вербенец А.М. Использование электронных образовательных ресурсов в патриотическом воспитании старших дошкольников
48   Долженко Л.В. Круг детского чтения и патриотическое воспитание дошкольников
58   Тимофеева Л.Л., Потапова Т.В. Былины как средство патриотического воспитания дошкольников
66   Быкова Н.В., Полковникова Н.Б. Народная сказка в патриотическом воспитании детей старшего дошкольного возраста
74   Деркунская В.А. Содержание патриотического воспитания старших дошкольников: инновационный подход
84   Федорова С.Н., Корнилова Н.А. Использование этнокультурных образовательных практик в ознакомлении детей с культурой своего народа
90   Курочкина И.Н. Краеведение и москвоведение в воспитании патриотических чувств у детей дошкольного возраста
98   Шейко Н.Г., Зайцева Н.С. Трудные вопросы истории. Как рассказать дошкольнику о блокаде Ленинграда?
106   Демидова Н.И. Подготовка студентов педагогического вуза к реализации задач патриотического воспитания дошкольников