Детский сад теория и практика № 12/2017. Межпоколенное взаимодействие в детском саду и семье

    Межпоколенное взаимодействие — необходимое условие позитивной социализации ребенка-дошкольника и один из факторов становления единого образовательного пространства «детский сад – семья – социум». Номер посвящен межпоколенному взаимодействию в детском саду и семье. Раскрывается понятие «поколение», характеризуются особенности межпоколенных отношений в современном российском обществе и семье. Подчеркивается острота проблемы разрыва поколений, в том числе растущего отчуждения между детьми и пожилыми людьми.
    Актуализируется задача расширения воспитательного потенциала семьи за счет большей включенности представителей старшего поколения в воспитание детей. Намечаются пути гармонизации отношений между младшим, средним и старшим поколениями в семье. Особое внимание уделяется организации диалога между поколениями воспитывающих взрослых — родителями и прародителями дошкольников, а также детьми и бабушками, дедушками. Показана роль семейных традиций в сохранении преемственности и укреплении эмоционально-родственных связей между поколениями. Представлены формы межпоколенного взаимодействия, ориентированные на сближение трех поколений семьи, формирование и развитие семейных традиций, описывается опыт их реализации в детском саду. Отмечаются возможности изобразительного искусства в воспитании у детей дошкольного возраста чувства эмпатии к старшему поколению.
    Рассматриваются вопросы организации эффективного межпоколенного взаимодействия в дошкольной образовательной организации. Большое внимание уделяется расширению образовательного пространства и развитию социального партнерства детского сада с семьей и социумом. Раскрывается развивающий потенциал детско-взрослых сообществ, определяются возможности и принципы их организации в условиях дошкольной образовательной организации. Приводятся примеры практик взаимодействия детей дошкольного возраста с увлеченными, активными и успешными людьми разных поколений.
    Обобщается опыт организации семейно-педагогического сообщества в детском саду, характеризуются содержание и формы межпоколенного взаимодействия участников образовательного процесса: детей, педагогов и членов семей воспитанников разных поколений. Рассматриваются варианты включения семей воспитанников в педагогический процесс детского сада в условиях подготовки к празднованию Нового года. Демонстрируются возможности календаря ожидания Нового года как средства организации содержательного детского и семейного досуга в преддверии праздника, даются рекомендации по выбору и созданию календарей ожидания для детей дошкольного возраста и их использованию в детском саду и семье.
    Подчеркивается важность межпоколенной коммуникации в согласовании ценностно-смысловых позиций субъектов образовательного процесса. Затрагиваются вопросы профилактики и преодоления межпоколенных конфликтов и проблем в коммуникативном пространстве детского сада.

    Светлана Максимова, главный редактор

     

    Полистать журнал

     

    Содержание номера
    "Детский сад: теория и практика" № 12/2017
    "Межпоколенное взаимодействие в детском саду и семье"

    5   К читателям
    6   Яфальян А.Ф. Семейные традиции взаимодействия трех поколений
    14   Ерофеева Т.И., Дорохина Н.А. Гармонизация отношений дошкольников со старшим поколением семьи
    22   Деркунская В.А. Воспитательный потенциал и формы межпоколенного взаимодействия в детском саду
    28   Дорохина Н.А. Воспитание у детей чувства эмпатии к старшему поколению посредством ознакомления с произведениями изобразительного искусства
    34   Полякова М.Н., Синицына Е.А. Реализация развивающего потенциала детско-взрослых сообществ в условиях дошкольной образовательной организации
    42   Сергеева Г.В., Корнева Н.М. Семейно-педагогическое сообщество как основа межпоколенного взаимодействия в детском саду
    50   Шейко Н.Г. Праздник, который нас объединяет
    58   Максимова С.И. Календарь ожидания Нового года
    96   Рыбак Е.В. Конструирование коммуникативного пространства детского сада при решении межпоколенных проблем
    102   Федорченко Н.В. Значение естественного вскармливания для матери и ребенка
    110   Указатель статей, опубликованных в журнале «Детский сад: теория и практика» в 2017 году

    Индекс цитирования 

     

    Рейтинг@Mail.ru

    Контакты

         

    +7 926 812 0370